Кризис накрывает медиаиндустрию с угрожающей последовательностью

 

Кризис накрывает медиаиндустрию с угрожающей последовательностью. За последние две недели погибло восемь журналов, в том числе пять лицензионных (подробно - в сегодняшнем выпуске еженедельника "Профиль"). Информация напоминает фронтовые сводки. Как флегматично заметил влиятельный медиаменеджер:

- Пояса затянут все... А кое-кто - и петлю на шее.

Мы знакомы без малого четверть века: на заре перестройки синхронно начали вспахивать ниву журналистики в "МК". И он всегда был оптимистом: единственный из редакции вызвался после аварии командироваться в тлеющий Чернобыль. И тем не менее...

Тем не менее и я не рискну предрекать, что выживут сильнейшие. Это не так. Отнюдь. Отечественная журналистика распрощалась со многими достойными, профессиональными и рейтинговыми изданиями по причине, которая в заокеанской трактовке имеет выразительную формулу - Same old story: great product, lousy sales department. (Обычная история: отличный продукт, только отдел продаж - отстой.) Фразу эту придумали сценаристы популярного сериала Just Shoot Me! и вложили ее в уста харизматичного персонажа - издателя журнала Blush ("Румянец") Джека Гэлло, роль которого исполнил Джордж Сигал (George Segal).

И это реальная проблема. Продавцы & держатели бюджетов (во всяком случае, смею утверждать - в отечественной "медийке") - публика ригидная, неоперативно реагирующая на катаклизмы и не воспринимающая отступление от формата. Примеров - достаточно для диссертации.

Самый оригинальный и бесспорно перспективный журнал в долгой истории Independent Media - "Культ личностей", который лет десять назад пыталась раскрутить (в качестве главного редактора) нынешний генеральный директор концерна Елена Мясникова, потерпел, увы, экономическое фиаско - реклама не встала.

Культовый "ОМ", невзирая на категорическую репутацию трендмейкера & чемпиона по рейтингу цитирования, энергичность основателя (Игоря Григорьева) и грамотное продвижение - никогда не аккумулировал бюджеты, достаточные для оперативной рентабельности.

Наконец, неформатный (в том числе и в аспекте полиграфическом: глянец размером в газетную полосу А3!) проект нашего издательского дома (ИДР) Moulin Rouge, позиционировавший себя как "журнал нетрадиционной политической ориентации", существует теперь лишь в законсервированной онлайновой версии.

Короче, к весне выживут лишь те СМИ, которые смогут переформатировать продажи рекламных площадей и существенно подкорректировать профиль дистрибьюции.

A la guerre comme a la guerre. Побеждают не обязательно самые красивые или умные. Выживать умеют лишь ловкие и адаптивные. Например, два крупнейших рекламных агентства уже практикуют прямой подкуп рекламодателей. Предполагаю, что отраслевые откаты поднимутся с традиционных 10 - 18% до рекордных 45 - 55%!

Конечно, пресса выживет. Даже в Аргентине, где после кризисной волны начала века 85% рекламы ушло в электронные СМИ, газеты и журналы продолжали выходить. Будет непросто. Однако всякая катастрофа несет в себе спиральный потенциал очищения. В будущем году почти во всех издательских концернах будет де-факто нормализован бюджетный баланс, корпоративные издержки - оптимизированы, а зарплаты станут адекватны реалиям посткризисного рынка.

В долгосрочной перспективе можно смело прогнозировать расцвет альтернативной политической журналистики и успех изданий прикладного характера. Потребность в честной аналитике и правдивой информации в условиях кризиса - очевидна. Рекламные & корпоративные издания канут в Лету. А российский глянец станет наконец качественным - и по визуалке, и по контенту. Подобно мифическому журналу Blush.

Источник: Компания

01.12.08