Пять дней в Центральном Доме художника на Крымском Валу в Москве проходила книжная ярмарка Non/fiction - праздник для любителей серьёзного, но не скучного чтения.
За десять лет своего существования Non/fiction, с одной стороны, приобрела впечатляющий размах как по количеству книжных новинок, так и по беспрецедентной в этом году программе мероприятий, а с другой - стала более чёткой, сосредоточенной, исключающей возможность какой бы то ни было попсы. От рассказов Юрия Казакова до нового романа Виктора Пелевина, от популярной биографии Будды Карена Армстронга и книги "Иисус из Назарета" папы римского Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера) до атеистического "хита" Ричарда Докинза "Бог как иллюзия", от сборника провокативных рассказов Милорада Павича и филологического "расследования" Ивана Толстого "Отмытый роман Пастернака" до серьёзнейших писем Михаила Гаспарова, от неподъёмных энциклопедий до тоненьких детских книжек...
Количество конференций, "круглых столов" и презентаций на этой ярмарке зашкаливало за все мыслимые пределы. Некоторые из конференций имели подчёркнуто тревожный характер в духе проблем последнего времени: например, "Книжный бизнес в России. Где деньги?". Заметными гостями ярмарки, презентовавшими свои новые книги, были Сергей Юрский, Владимир Войнович, Дина Рубина, лауреаты премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер", шведский славист Бенгт Янгфельд, впервые издавший переписку Маяковского и Лили Брик.
И наконец, одним из важных событий ярмарки стало объявление лауреата премии "Просветитель", которая присуждается только за литературу non/fiction. В шорт-лист премии в этом году вошли: "Малыши и математика" Александра Звонкина, "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Кронгауза, "Краткая история денег: Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем?" Андрея Остальского, "Исторические хроники с Николаем Сванидзе. В 2-х книгах" Марины Сванидзе.
Специальными призами были отмечены "Капитолийская волчица: Рим до Цезарей" Михаила Гаспарова и "От догадки до истины" Аркадия Мигдала. Диплом лауреата и денежное вознаграждение в размере 600 тысяч рублей получила Марина Сванидзе.
Для продвижения книги "Исторические хроники с Николаем Сванидзе. В 2-х книгах" издательство "Амфора" получило в качестве премии сертификат на сумму 120 тысяч рублей. Также оргкомитет выкупит 600 экземпляров двухтомника лауреата и по 500 экземпляров книг-финалистов для рассылки по библиотекам страны. В комплект книг, которые поступят в российские библиотеки, будут также включены переводные труды классиков мировой научно-популярной литературы.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЛУХОВСКОГО
Газета "Книжное обозрение" опубликовала традиционный рейтинг книжных бестселлеров. Лидером в категории художественной литературы вновь стал литературный проект Дмитрия Глуховского "Метро 2033".
Ещё на прошлой неделе первое "Метро" подкрадывалось к тройке лидеров, задержавшись на четвёртой позиции, а сегодня закрепилось на вершине, отвоевав первенство у своей "сестры" по издательству "Популярная литература" - повести Вадима Чекунова "Кирза". "Бронза" на этот раз досталась книге Дарьи Донцовой "Фейсконтроль на главную роль".
Уже тот факт, что книга 50 недель продержалась в рейтинге продаж на верхних строчках, можно считать серьёзным достижением, а её возвращение на первую позицию в этом рейтинге - рекордом на современном книжном рынке России.
- Возвращение интереса к книге "Метро 2033" связано с тем, что не так давно стартовал проект "Метро 2034", - рассказал автор бестселлера Дмитрий Глуховский. Пока вторая часть уникального проекта Глуховского находится в процессе создания. На сегодняшний день на сайте в открытом доступе размещено шесть глав будущей книги. Действие второго романа по-прежнему происходит в столичном метрополитене, который стал убежищем для уцелевших людей после ядерной войны.
В следующем году роман выйдет в переводе на английском, испанском языках, в ближайшее время ожидается соглашение с португальскими партнёрами. Также планируется распространение книги на азиатском рынке: в Японии, Корее, Таиланде, Вьетнаме и ещё нескольких странах, исключая Китай. То есть в 2009 году роман выйдет как минимум на 20 языках.
В рейтинге "Книжного обозрения" среди книг в переплёте первое место сохранил ещё один интерактивный роман - "Квест" Бориса Акунина. Снова на второй строчке разместился Виктор Пелевин с книгой "П в пятой степени". С третьего места стартовала книга Юрия Полякова "Гипсовый трубач, или Конец фильма".
БОККАЧЧО ОТ БИДСТРУПА
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп нарисовал для "Декамерона" Боккаччо ироничные, фривольные и в чём-то даже вдохновенные иллюстрации. И сделал он это в 1943 году в оккупированной нацистами Дании. 200 потрясающих иллюстраций. Там же 65 лет назад эти иллюстрации единственный раз увидели свет. Теперь уникальное издание вышло и в России. В подарочном и очень элегантном виде. Дорого и изысканно. Может быть, даже непривычно для альбомов Бидструпа. Но в соавторстве с Боккаччо более чем оправданно. Это три со вкусом оформленные книги в едином коробе. С шелкографией и бумагой "слоновая кость".
Оба автора в представлении не нуждаются. Как и "Декамерон", который просто обязан быть в библиотеке любого образованного человека. Так почему бы не в таком неожиданном варианте? Тем более в классическом переводе Веселовокого - блестящего представителя петербургской школы перевода конца XIX века.
"ДВЕ МОСКВЫ, ИЛИ МЕТАФИЗИКА СТОЛИЦЫ"
У этой книги примечательная судьба - можно сказать, что Р. Рахматуллин писал её всю предыдущую жизнь. И получилась она из разрозненных заметок, из наблюдений, сделанных в путешествиях и просто на прогулках, через статьи в газетах и журналах, где мысль формализовывалась, из экскурсий и докладов, когда она проговаривалась и проверялась на слух. Это своеобразная смесь путеводителя, которым можно пользоваться в перемещениях по Москве, книги для чтения по истории и, наконец, философского трактата.
Автор рассказывает слушателям, стоя в каком-нибудь переулке, о метафизике места, и мы можем слышать в строчке звук его голоса - "Метафизика Москвы" чрезвычайно поэтична. Это и есть своего рода поэма, потому что автор облекает свои рассуждения о городе (да и о прочих городах) в форму именно поэтическую. Вот он пишет про Китай-город: "Китай и Китеж слиты в образе Покровского собора-города. Собор и в самом деле восстаёт дак Китеж - кремль кремлей, географически сторонний неподвижный центр, - а не так, как может восставать Посад на Кремль Москвы".
Московские здания у Рахматуллина связаны со всей культурой разом - от городского камня он плавно переходит к живописи, к литературе или к национальной философии: "Творение столпа - столпотворение".
По материалам электронных СМИ.
Источник: Северный край (Ярославль)
04.12.08