Несмотря на то что выступления руководителей страны полны оптимизма, всем ясно, что кризис, к сожалению, для нас будет глубоким, и как скоро мы выйдем из него, будет зависеть не только от денежных средств, выделенных на его преодоление, но от нравственных позиций всех участников рынка. Таких как честность и стремление думать о проблемах других, вызванных твоими действиями. Именно думающие переживут кризис и станут сильнее. Иные очень быстро уйдут на дно. Но, к сожалению, они могут потянуть за собой много хороших, но доверчивых людей. В этом их позиция. Безнравственная и безответственная.

Так, в настоящее время правительство пытается поддержать торговые сети, и ведущие банки страны осуществляют господдержку в виде кредитов. И это в общем правильно: торговые сети являются своеобразными узлами в экономике, с которыми неразрывно связана деятельность сотен фирм-поставщиков — производителей, дистрибьюторов, импортеров.

Одной из главных целей выдачи этих кредитов является возможность дать торговым сетям расплатиться с поставщиками за уже проданный товар, чтобы сохранить в условиях кризиса систему взаимодействия «поставщик — торговые сети». Но далеко не все ритейлеры, даже получая госкредиты, реализуют эту программу, предпочитая не расплачиваться с поставщиками и производителями. Таким образом, в системе распределения государственных кредитных денег образуются своеобразные тромбы. Сети используют полученные деньги в иных целях (например, на скупку других предприятий, не получивших доступ к государственным деньгам, а во всем остальном ничем не отличающихся от тех, кто их скупает), что приводит к новому витку кризиса.

Из-за этого поставщики оказываются в тяжелейшем положении. Они вынуждены уменьшать объемы производства, сокращать сотрудников, урезать заработную плату, что приводит к росту безработицы и увеличению социальной напряженности в стране. А ведь этих увольнений, сокращений производства могло бы и не быть, если бы все торговые сети занимали не эгоистическую, а нравственную позицию.

Так, среди тех, кому уже выданы кредиты, — компания «Мосмарт». Получив деньги, компания с поставщиками расплачиваться не торопится. Одна из компаний-поставщиков сообщила нам о том, что от «Мосмарта» деньги не поступают, а руководство компании открыто заявляет, что средств на погашение задолженности нет, а когда будут — неизвестно. Нет ни извинительных писем, ни готовности встречаться и обсуждать ситуацию. Как в известной присказке: кому должен — всем прощаю. На письменные запросы поставщиков не отвечают, а руководитель «Мосмарта» Семен Слуцкий отказывается встречаться с кем-либо, заявляя, что все будет хорошо, деньги они, может, и отдадут, правда, никаких письменных гарантий оплаты в оговоренные сроки не дается, а вот поставки товара должны продолжаться, и проблемы поставщиков, вынужденных увольнять сотрудников, их не интересуют.

При этом PR-директор компании «Мосмарт» Евгений Сухарников в беседе с корреспондентом «Новой» смело заявляет: «Для нас же это вообще не проблема, в ближайшее время мы всячески стремимся погасить задолженности, а финансовое положение компании более чем стабильно». Но поставщики уже не верят руководителям «Мосмарта». Достаточно зайти на сайт Московского арбитражного суда, где можно найти немалое количество исков, поданных в адрес «Мосмарта» в связи с просрочкой платежей. Среди истцов такие крупнейшие компании-поставщики, как ООО «ТД Мясной Двор Останкино», ООО «Меркурий», ООО «ТК Русьимпорт», ООО «Раритет», ООО «Америя-Фуд» и т.д. А ведь подобные иски обычно подаются после длительных попыток убедить руководство «Мосмарта» вернуть деньги за уже проданный товар.

Только за период с 1 октября по 13 ноября 2008 года арбитражным судом принято 36 исковых заявлений к «Мосмарту» о возвращении долгов на общую сумму 114 868 300 рублей. И иски будут продолжать поступать по мере наступления времени отсрочки платежей. Сумма задолженности, безусловно, возрастет. В конце концов доведенные до отчаяния поставщики в попытке обезопасить себя от неплатежей при возможном техническом дефолте торговых сетей через решение арбитражного суда потребуют обеспечительных мер по выполнению обязательств должника, что значительно ухудшит финансовое положение торговых сетей, затронув интересы как его сотрудников, так и владельцев облигаций «Мосмарта».

Выдавая кредит, Сбербанк конечно же знал о долгах ритейлера (хотя вряд ли предполагал, что эгоистичные действия получателя кредита приведут к новому витку кризиса), но об этом могут и не знать владельцы облигаций «Мосмарта».

Между тем, как отмечает газета «Коммерсант» (№ 201 от 06.11.2008 г.), компания «Мосмарт» собирается прикупить магазины ослабленных кризисом конкурентов. «Если будет на примете привлекательный актив, акционеры готовы выделить дополнительные средства на сделку», — заявил вице-президент компании «Мосмарт» Семен Слуцкий.

Вот так: покупать ослабленных конкурентов, строить новые магазины, но копить долги поставщикам, фактически используя их деньги для своего развития, углубляя кризис в стране, вынуждая поставщиков увольнять сотрудников, сокращать объемы производства и заработную плату… Это классический пример болезни, называемой «корпоративным экономическим эгоизмом», для лечения которой премьер-министр В. Путин когда-то предлагал посылать доктора.

С другой стороны, как сообщают поставщики, увольнения именно сотрудников отдела развития «Мосмарта» широко известны на рынке. Похоже, что ситуация с желанием развиваться (о каком развитии может идти речь, когда уволены сотрудники, отвечающие за это?) не совсем такая, какой ее пытаются представить руководители торговой сети.

Несколько иную стратегию избрала ГК «Вестер». В отличие от компании «Мосмарт», для которой расплата по долгам «вообще не проблема», «Вестер», небольшая торговая сеть, признает сложность ситуации. Несмотря на то что сумма долгов значительна, по словам PR-директора компании Риммы Ремизовой, она некритична: «Не так давно у нас была открыта кредитная линия в Сбербанке на 1,5 млрд рублей. А сейчас идет стадия рассмотрения выдачи кредитов на 1,8 млрд рублей». По словам г-жи Ремизовой, «Вестер» провел встречу с 50 крупнейшими поставщиками и предложил заморозить долги на период от одного до шести месяцев, гарантируя своевременную оплату текущих поставок. «Практически все крупнейшие поставщики на это готовы».

Но если снова обратиться к интернет-сайту Московского арбитражного суда, то можно увидеть, что это совсем не так. Многие ведущие в своих секторах экономики поставщики подали иски на компанию «Вестер» в связи с просрочкой платежей.

Теперь о сроках заморозки долгов от одного до шести месяцев…

В редакции «Новой газеты» имеется текст письма от дирекции федеральных закупок ГК «Вестер», датированного 10 ноября 2008 года, к одному из крупнейших в России поставщиков в своем секторе потребительского рынка, в котором буквально говорится следующее: «Во избежание прекращения поставок… предлагаем следующее решение: заключить с дистрибьюторами во всех регионах пролонгации договоров поставок на следующих условиях. Дистрибьютор предоставляет покупателю товарный кредит на сумму текущей дебиторской задолженности до 01.09.2009 г. Покупатель, в свою очередь, обязуется урегулировать задолженность путем перечисления 100% суммы долга до 01.09.2009 г.».

То есть ГК «Вестер» собирается вернуть поставщикам деньги за уже проданный товар с учетом имеющихся просрочек платежей в 2—3 месяца через год, фактически получив годовой беспроцентный кредит.

Для информации: на сегодня сети кредитуются под 16—22% годовых в зависимости от кредитной истории и ликвидности залога. Кому-то денег уже не дают вообще — граница разумного риска пройдена.

Теряя доверие к подобным торговым сетям, поставщики вынуждены обращаться в арбитраж, даже несмотря на то, что сроки судебного разбирательства по взысканию дебиторской задолженности могут с учетом различных судебных процедур достигать 11 месяцев. Это также в интересах должников, которые получают на это время беспроцентный кредит. Но поставщики идут на это: ведь иных действенных механизмов взимания долгов у них нет. Знаменитое «купеческое слово» к данным компаниям явно не применимо: не тот менталитет, а дореволюционных долговых ям и долговых тюрем в современной России нет.

В этой ситуации количество судебных исков к торговым сетям растет, но ни одна из них, не платящая по долгам поставщикам, не признает тот факт, что она может исчезнуть. Однако, по словам аналитика ИГ «КапиталЪ» Марины Самохваловой, в результате можно наблюдать несколько технических дефолтов по долговым обязательствам у эмитентов отрасли, которые в дальнейшем могут спокойно перейти в разряд реальных банкротств.

P.S. «Новая» будет следить за развитием событий.

Источник: Новая газета

08.12.08