Прогнозы издателей на ближайшее будущее самые мрачные: обвал рынка уже начался, и дальше будет только хуже.
Первой рухнула главная книжная артерия страны - сеть "Ton-книга", которой принадлежит монополия по отправке книг в регионы, и особенно за Урал, в Сибирь. Механизм ее работы таков: она берет у издателей книги, распространяет по регионам, а потом возвращает деньги. Но этот механизм нарушился: 17 декабря "Ton-книга" должна погасить облигационный заем, который был выпущен еще в 2006 году на сумму 1, 5 млрд. рублей. А 12 декабря компания должна еще рассчитаться по купонным выплатам, это еще около 158 млн. рублей. При этом у компании долгов перед поставщиками и подрядчиками на сумму 2, 58 млрд. рублей (по данным за III квартал). "У нас два пути, - заявил на конференции "Книжный бизнес в России. Где деньги? ", состоявшейся в рамках ярмарки Non/fiction, генеральный директор издательства "Астрель" (импринт ACT) Олег Бартенев, - либо банкротить "Топ-книгу", либо отдать ей часть прибыли. ACT готов перенести этот удар и отдать прибыль ради того, чтобы не было системного удара". Выступивший следом генеральный директор издательства "Эксмо" Олег Новиков полностью поддержал Бартенева. И это при том, что у обоих издательских монстров (доля ACT на рынке - 18%, "Эксмо" - 16%) есть свои сети распространения и магазины (сеть "Буква" торгует на 98% книгами ACT; сеть "Новый книжный буквоед" принадлежит "Эксмо", но торгует книгами всех издательств).
Дело в том, что именно "Ton-книга", по сути, обеспечивает распространение выходящих в Москве и Питере книг по всей России. Кроме того, у "Топ-книги" 600 собственных розничных магазинов по всей стране (сеть включает магазины под брендами "Книгомир", "Литера", "Пиши-читай", "Лас-книгас", BookLexica и "Сорока". Доля на рынке книготорговли, по собственной оценке, 12%). Если она рухнет окончательно, огромная часть территории России останется вовсе без книг.
Но и это еще не самое страшное. Не исключено, что в ближайшем будущем и распространять-то будет особенно нечего. Как объяснил Олег Бартенев, рост книжного рынка в 2008 году (на 15-20%) происходил в основном за счет гипермаркетов типа "Ашан", где можно было, приехав в выходной, закупиться продуктами на неделю и прихватить еще что-нибудь почитать. А поскольку эти торговые сети жили на заемные деньги, то сейчас многим из них грозит скорый крах, чуть-чуть отсроченный долговременной арендой. Так что невыплаты со стороны гипермаркетов грозят банкротством производителям не только мыла или колбасы, но и книг.
Тревожным звонком стало и снижение заказов типографиям. Еще год назад типографии были загружены в две, а летом и в три смены, и издатели регулярно жаловались, что тираж опаздывает. А сейчас, например, в смоленской типографии, где в том числе печатаются книги ACT, недозагружена даже одна смена.
Издательства идут на превентивные меры: сокращают планы выпуска книг. Например, издательство "Время" выпустило 160 наименований книг, хотя планировалось 172", - рассказал The New Times генеральный директор издательства "Время" Борис Пастернак. То же с покупателями: спрос на книги упал. Так, например, в Нижнем Новгороде, где практически остановился филиал КамАЗа, продажи книг упали на 20%.
Как издательства собираются выживать? Генеральный директор "Эксмо" Олег Новиков полагает, что одно из решений - в "улучшении информационного обмена между участниками рынка": то есть розничный продавец детально и своевременно информирует оптовика о продажах, а оптовик, в свою очередь, издателя. Другие варианты: сокращение доли низколиквидного товара, урезание выпуска книг на 10 - 20% и оплата авторам роялти (4) ((4) Авторские отчисления с каждого экземпляра книги за вычетом аванса.) не сразу после выпуска тиража, а по результатам продаж.
Насколько эта стратегия выживания может оказаться универсальной и для издательских гигантов, таких как ACT и "Эксмо", которые выпускают в год соответственно 25 000 и 10 000 наименований, и для "малышей" вроде Ad marginem, у которого в год выходит 24 книги, сказать сейчас трудно. Но, разумеется, маленьким издательствам выжить будет труднее.
Что же касается жанров, то издатели сошлись во мнении, что в период кризиса рука безработного скорее потянется - если вообще потянется - к развлекательной литературе, чем к серьезной, а уж тем более к профессиональной. А потому не исключено, что скоро в метро снова появятся лотки с детективами и любовными романами в мягких обложках: далеко не все книжные магазины окажутся способны пережить кризис. Вперед, в 90-е?
Источник: The New Times09.12.08