В ходе визита делегация познакомилась с рынком печатных СМИ Италии, организацией продаж печатной продукции в магазинах различного формата, условиями сотрудничества издателей и дистрибуторов прессы. В настоящее время в этой стране работает 9 национальных дистрибуторов, специализирующихся по группам печатных СМИ, 120 региональных оптовиков, 34 тысячи розничных точек прессы.
Общая характеристика рынка Италии.
В ходе переговоров итальянские коллеги познакомили делегацию АРПП с различными аспектами проявления глобального финансового экономического кризиса медиаотрасли. В частности, отмечалось падение спроса на глянцевые издания, перераспределение интересов потребителей в пользу изданий средней ценовой категории.
Кроме того, подчеркивалось, что глобальный финансовый экономический кризис привел к падению оборотов рынка за год на 14%, в первую очередь пострадал газетный сегмент рынка. Годовой оборот рынка печатных СМИ упал с 4,8 млрд. евро до 4,2 млрд. евро, опустившись до уровня 2000 года. Серьезным проявлением кризиса итальянские коллеги назвали и сокращение торговых площадей, торговых точек прессы, как в стационарных объектах, так и в сетях супермаркетов. В сетях магазинов самообслуживания Италии в настоящее время прессой торгует около 1 тыс. супермаркетов из 9 тыс. действующих. Для повышения доходности розничных точек прессы, в Италии пошли на расширение ассортимента за счет товаров народного потребления.
Собеседники проинформировали о реализации агентских отношений на рынке, механизме ценообразований, и твердых процентах скидки от конечной цены издателя для различных звеньев распространения. Розничные продавцы имеют скидку 19 %, национальные оптовики - 5 %, локальные - 4,5 %. Дополнительно к скидкам, издатели оплачивают и прямые услуги, такие как логистика ремиссионного потока, экспедиционные услуги по возврату, промо-акции, рекламная поддержка и др.
Особенностью итальянского рынка является то, что тиражи продаваемых изданий определяют дистрибуторы на основании мониторинга продаж. В случае повышения заказа тиража со стороны издателей все дополнительные расходы и риски последний берет на себя.
Мартынов Д.В, Оськин А.В. и другие члены делегации АРПП проинформировали собеседников о состоянии и тенденциях на российском рынке СМИ и проявлении кризисных тенденций в медиа бизнесе. В частности, отмечалось, что только в Москве падение доходности привело к закрытию свыше 20% киосков прессы и сбою платежей со стороны сетей супермаркетов. Отмена льготного налогообложения для региональных розничных предприятий прессы с 1.01.2009 (ЕНВД) приведет к падению тиражей на 15-20%, закрытию торговых объектов прессы, росту безработицы на медиа-рынке. Данная тенденция в России приведет к падению продаж в киосковых сетях, большое количество киосков станет нерентабельными. Следует ожидать, что около 35 % киосков в регионах окажутся за чертой рентабельности. Рост цен на региональные газеты в этой связи приведет к закрытию значительного количества этих изданий. Некоторые небольшие города и районные центры останутся без прессы и киосков печати вообще.
В ходе переговоров высказывалось мнение о необходимости
обмена опытом между различными странами и минимизации кризисных явлений в издательском
и распространительском деле. В этих целях предполагается проведение
международных форумов в Москве (июнь
В рамках культурной программы делегация АРПП посетила картинную галерею Брера, собранную в свое время Наполеоном Бонапартом, побывала на премьере новой редакции оперы «Дон Карлос» Д. Верди.
Пресс-служба АРПП