К Новому году целый ряд известных столичных редакций, среди которых "Московский комсомолец", "Вечерняя Москва", "Московская правда" и "Совершенно секретно", получат "письма счастья" от столичного Департамента имущества. Это уведомления об отказе в пролонгации договоров аренды на помещения, которые редакции занимали на льготных основаниях. Новый федеральный закон N 108 обязывает столичные власти исключить льготные арендные ставки и в обязательном порядке проводить открытые аукционы, лишая арендаторов преимущественного права на переоформление договоров на новый срок.

Редакции будут вынуждены участвовать в аукционах на общих основаниях, причем победу в торгах обеспечит максимальный из предложенных размер ставки. Но разве могут газеты конкурировать на равных с крупными коммерческими структурами? Ясно, что победителями аукционов окажутся банки, казино или рейдеры. Это не забота о сохранении конкурентной среды, а стремление отдать на заклание СМИ, малый бизнес и прочих льготников в угоду финансовым магнатам, которые и так все скупили. Эксперты видят за 103-м законом мощное лобби, которое намерено дотянуться до весьма заманчивого актива в виде недвижимости, принадлежащей городу. При этом редакции, общественные организации и предприятия малого бизнеса окажутся на улице.

Мэр Москвы Юрий Лужков, обеспокоенный подобными последствиями, призвал пересмотреть непродуманные новации федерального законодательства. В столичном правительстве и Мосгордуме подготовлены поправки к закону N 108, они обсуждены с мэром и направлены в Совет Федерации. Но известно, что ошибки у нас исправляются долго и неохотно. И потому, возможно, исход редакций из центра продолжится. Многие популярные издания давно уже сменили адреса. Из здания на Тверской улице редакцию "Московских новостей" сначала выдворили на Загородное шоссе, а потом и вовсе закрыли. Лишилась своего здания в Настасьинском переулке и газета "Труд". Ранее такая же судьба постигла журнал "Новое время". Квадратные метры площадей, которые в центре города просто золотые, "эффективных собственников" интересуют гораздо больше, чем судьба прикупленных ими по случаю изданий.

Давно сменили адреса редакции "Огонька", "Работницы" и "Крестьянки", покинувшие здание журнального комплекса в Бумажном проезде. Угроза выселения нависла над газетой "Москвичка" и другими редакциями, расположенными в так называемом Доме российской прессы на Берсеневской набережной. Создание такого дома было прекрасной идеей Михаила Полторанина, вице-премьера в гайдаровском правительстве. Первоначально Дом российской прессы занимал бывшее здание Госстроя СССР, а затем и союзного Кабинета министров на Большой Дмитровке. Но благодарность прессе за поддержку со стороны новой российской власти быстро иссякла, и такой подарок посчитали слишком роскошным. 8 престижном доме на Большой Дмитровке расположили Совет Федерации, а Дом российской прессы резко уплотнили и тихо перевели на Берсеневскую набережную, расположив по соседству с Театром эстрады, претендующим на эти площади. Объектами имущественных споров стали помещения, в которых располагаются творческие союзы. Известны конфликты вокруг Центрального дома журналиста, вокруг помещений, занимаемых Союзом журналистов России в здании на Зубовском бульваре. Пока они утихли, но нет никакой гарантии, что не вспыхнут вновь.

А федеральный закон N 94 поставил под удар целый отряд прессы, созданный за последние пятнадцать лет. Речь идет об окружных и районных газетах, которые стали мощным и эффективным каналом информирования населения о деятельности власти. В соответствии с этим законом горзаказ на выпуск окружной газеты каждый год должен проходить через аукцион, на котором побеждает тот, кто берется выпускать газету за меньшую сумму. При этом никакие творческие, качественные параметры не учитываются. Конкурс в этой сфере может иметь место, но это должен быть конкурс творческих концепций, а не битва смет. Выпуск газеты вообще не может быть предметом аукциона. Здесь практически нет возможностей для снижения стоимости работ, поскольку редакционные расходы составляют не более 10 процентов, а остальные средства из полученной суммы идут на оплату печати и распространения издания. Причем эти цены постоянно растут.

Экономия, рациональное использование бюджетных средств будут достигнуты, когда на рынке окружных газет будут работать стабильные, профессиональные творческие коллективы. Если же пойти по пути конкурсов, то окружные газеты превратятся во временные коллективы, действующие от аукциона до аукциона и не имеющие перспективы и развития. При такой ситуации в округах придется каждый год учреждать новую газету.

Если в закон N 94 не будут внесены коррективы, учитывающие специфику СМИ, то вся сложившаяся система окружных газет может разрушиться. Московские власти отстояли свое право не проводить в городе приватизацию "по Чубайсу", заняли твердую позицию по закону N 122, добившись его значительной корректировки. Думается, что и в практике применения положений закона N 94 в сфере культуры и СМИ будет найден "бархатный" вариант, учитывающий интересы города и москвичей.

Источник: Тверская

15.12.08