Сокращение
объемов производства печатной продукции вместе с нарастающим дефицитом сырья и
увеличением дебиторской задолженности ставит предприятия полиграфической
отрасли на грань выживания. Проблемы сохранятся как минимум до конца будущего
года
Полиграфическое производство рекламной продукции на Урале сократилось на 60 - 90%, газет и журналов - на 10 - 35%, книг в мягком переплете - на 5 - 10%. Объемы производства книг в твердом переплете пока остаются прежними. Однако в будущем году полиграфисты ожидают спад и в этом сегменте. В районе 10 - 20%
Обычно последние месяцы года полиграфисты работают в режиме аврала: идет вал предновогодних заказов - реклама, имиджевая, сувенирная праздничная продукция, увеличиваются тиражи периодики и книг. Однако экономический кризис, затронувший реальные секторы экономики, изменил планы большинства типографий на конец этого года и скорректирует их как минимум на весь следующий.
2 декабря в Екатеринбурге по инициативе Уральского полиграфического союза состоялась внеочередная встреча руководителей типографий Поволжья, Урала и Западной Сибири.
Крутое пике
Полиграфический бизнес в условиях нестабильной экономической ситуации столкнулся с тремя видами рисков. Первый - в октябре - ноябре существенно снизились объемы производства. Сильнее всего пострадали типографии, специализирующиеся на рекламной продукции: падение составило от 60 до 90%. Производство журналов сократилось на 20 - 35%, газет - на 10 - 15%.
- Большая часть производимой нами продукции - журналы. А так как они сейчас находятся в сложной финансовой ситуации из-за нехватки рекламы, которая формирует их бюджеты, издатели сокращают тиражи и уменьшают количество полос.
В результате общее падение объемов производства в октябре на нашем предприятии составило порядка 15%, в ноябре - 25%, - рассказывает генеральный директор печатного дома "Формат" (Екатеринбург) Андрей Попов. - Опасение вызывает и то, что до сих пор не проведены тендеры, не размещены бюджеты, договоры по которым заключались обычно в ноябре. По самому оптимистичному сценарию, мы увидим их только в январе - феврале.
В меньшей степени снижение объемов производства коснулось книг. Директор по экономике типографии "Уральский рабочий" (Екатеринбург) Ольга Гороховская:
- В октябре и ноябре падения объемов производства мы практически не наблюдали. В декабре сократилось число заказов по книгам в твердом переплете и мелкопечатной продукции. В первом квартале следующего года прогнозируется дальнейшее сокращение книжных заказов.
Вторая проблема, набирающая обороты, - нехватка сырья, связанная с финансовыми проблемами поставщиков бумаги.
- Что такое оптовик бумаги? Это человек, который мог взять кредит, например, в Финляндии под вывоз финской бумаги, - описывает процесс генеральный директор типографии "Белая река" (Уфа) Олег Лищенко. - До сих пор он спокойно кредитовался и обеспечивал бесперебойную поставку сырья в Россию. И крупным оптовиком был не тот, у кого было много собственных денег, а тот, кто смог организовать структуру, обеспечивающую крупные поставки. Но в сложных финансовых условиях перепродавцам перестали давать кредиты, а собственных средств у большинства не оказалось. В итоге первостепенная задача, которая встала перед перекупщиками-поставщиками - погашение существующих кредитов. Закупка новых партий у производителей отошла на второй план. Ею занимаются только те, у кого есть свободные деньги, а таких немного. И кризис сырья только начинается. Сегодня я вынужден отказываться от серьезных заказов, потому что не могу гарантировать поставку необходимого объема материалов.
Усугубляет сырьевую проблему и то, что на волне финансового роста большинство типографий провело техническое перевооружение. Это позволило, с одной стороны, увеличить объемы производства, повысить скорость и качество производимой продукции. А с другой - заставило предприятия использовать исключительно высококачественное сырье, как правило, европейское.
Третья группа рисков - нехватка оборотных средств. До сих пор большинство предприятий отрасли работали без финансовой подушки: дебиторская задолженность заказчиков шла на погашение кредиторской - поставщикам сырья. Однако как только у последних стали возникать проблемы с кредитованием, а первые начали затягивать сроки платежей, многие полиграфисты столкнулись с серьезными финансовыми проблемами.
- До сих пор оборотные средства небольших типографий формировали исключительно поставщики сырья, готовые поставлять товар в рассрочку. Мы все находились в цепочке кредиторов и дебиторов. И когда одно из этих звеньев сломалось, система начала давать сбои. Типографии, которые сумеют сегодня найти новые источники пополнения оборотных средств, станут самостоятельными звеньями, их финансовая политика в меньшей степени будет зависеть от положения поставщиков и покупателей", - подчеркивает Олег Лищенко.
Пока дебиторка в типографиях региона составляет от 5 до 30% оборота. Безнадежная, по признанию полиграфистов, - 5 - 10%. Однако в будущем году могут возникнуть существенные проблемы с возвратом даже небольших долгов.
- Если сегодняшняя дебиторская задолженность не будет возвращена до конца года, к февралю я могу потерять по ней до 30%: компании-должники просто перестанут существовать, - считает руководитель ИПЦ "Экспресс" (Тюмень) Сергей Малмыгин.
Сгруппироваться
Чтобы с минимальными потерями пережить смутное время, типографиям необходимо сократить расходы и постараться удержать финансовое равновесие между кредиторской и дебиторской задолженностью.
Пока большинство типографий минимизируют расходы за счет персонала: штаты урезаются от 4 до 30%. Однако, как отмечают полиграфисты, расходы на зарплату составляют в бюджете относительно небольшую долю, порядка 15 - 20%, а затраты на сырье - от 40% (в периодике) до 80% (выпуск товарных этикеток). "Основная составляющая издержек - стоимость бумаги. При сохранении цен на сырье любые сокращения бюджетов за счет увольнения персонала будут бессмысленными", - подчеркивает президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок.
Для уменьшения затрат на закупку сырья некоторые полиграфисты стараются обеспечить поставщикам предоплату, чтобы рассчитывать на скидки и бонусы. Еще один способ - объединяться для формирования крупных заказов и обращаться с ними напрямую к производителям бумаги. Эти меры участники рынка способны принимать самостоятельно. Однако надеются они и на помощь государства:
- Снижение таможенных пошлин на ввозимую в страну из-за рубежа бумагу могло бы существенно снизить ее конечную стоимость для отечественных полиграфистов, - подчеркивает Андрей Попов. - Сегодня мы сталкиваемся даже не с демпингом производителей других стран, главным образом Китая и Белоруссии, а с неравными экономическими условиями функционирования бизнеса. Сырье в Прибалтике на 36% дешевле, чем у нас. Поэтому для части клиентов выгоднее печататься за границей.
Чтобы обеспечить финансовую стабильность, полиграфисты намерены пересматривать требования к заказчикам. В первую очередь - перейти на 100?процентную предоплату и обмениваться внутри сообщества информацией о недобросовестных клиентах. "Во время кризиса лучше снизить цену, но ужесточить дисциплину, отказаться от рассрочки оплаты услуг", - подчеркивает Олег Лищенко. "Я с октября всем своим заказчикам говорю, что нужна предоплата. Они мне: "А мы в Екатеринбург уедем, там будем печатать продукцию". Но в основном уходят те, у кого денег нет, и не предвидится.
А те, у кого стабильное финансовое положение, готовы работать на таких условиях", - рассказывает директор типографии "Репринт" (Нижний Тагил) Владимир Ермаков.
При этом руководители типографий понимают: их клиент - бизнес любого масштаба - сейчас сам находится в сложных экономических условиях. Поэтому в некоторых случаях они готовы пойти на уступки: "Если заказчик постоянный, обеспечивающий высокую загруженность нашего производства, приходит, объясняет причины задержки оплаты, мы готовы пойти ему на уступки и продолжать сотрудничество на условиях рассрочки платежей", - подчеркивает Ольга Гороховская.
Пик кризиса в полиграфической отрасли еще впереди. Вероятнее всего, он придется на середину - вторую половину будущего года. "Следующий год весь будет кризисным, - прогнозирует Олег Лищенко. - Проблемы с сырьем будут только нарастать. И даже если в марте - апреле удастся завезти бумагу в страну, на склады, до регионов она дойдет только к лету. А это традиционно мертвый сезон для полиграфистов, и ждать положительной динамики не имеет смысла". По самым оптимистичным прогнозам, типографии региона вернутся к объемам производства первого полугодия-2008 только к ноябрю - декабрю 2009 года, по пессимистичным - не раньше 2011?го. Но отмечая это, большинство руководителей предприятий полиграфической отрасли, чей бизнес пережил кризис 1998 года, подчеркивают: десять лет назад все было намного серьезнее, и полученный тогда опыт поможет пережить и нынешний кризис. По крайней мере, тем, кто не брал на себя слишком больших рисков и вкладывался в технологии управления и производств.
Источник: Эксперт Урал
16.12.08