Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, образованная на прошлой неделе, выдала первые результаты. Вчера на ее заседании был утвержден список стратегических предприятий, нуждающихся в государственной поддержке на федеральном уровне. По сути, правильнее было бы сказать, что это список предприятий, в которых нуждается государство. Таких набралось более 250.
"Попадание в список не означает автоматического предоставления господдержки. Меры госпомощи могут быть разными", - сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина по итогам заседания комиссии. По ее словам, это могут быть госгарантии по кредитам, меры по субсидированию процентных ставок, поддержка государственным или муниципальным заказом. Возможно и использование такой меры, как вхождение государства в капитал предприятия.
Изначально было подготовлено два списка: один по принципу значимости, в него вошли градообразующие предприятия, а второй - по отраслевому принципу. Решено, что поддержку получат предприятия энергетики, транспорта, связи, химии, нефтехимии, металлургии, производители строительных материалов, ритейл, аптечные сети и автопром. Затем оба списка объединили в один. Окончательный вариант правительство РФ обещает вывесить на своем сайте сегодня. Но вполне вероятно, что и этот список еще будет дорабатываться.
Ранее автор идеи адресной помощи стратегическим предприятиям премьер-министр Владимир Путин говорил о 300, а может быть, и 400 компаниях, которые получат поддержку именно из федерального бюджета. "В целом по стране вместе с регионами эта мера должна охватить полторы тысячи предприятий", - заявлял он.
Представители бизнес-сообщества тем временем сомневаются в достаточной обоснованности списка. "Список составлен с фаворитизмом и с учетом групп влияния", - заявил вчера в интервью "Эху Москвы" вице-президент РСПП Игорь Юргенс. "Правительство не провело достаточный диалог с обществом. В первую очередь поддержку должны были получить конкурентные отрасли, социально-невралгичные сферы, и стратегические предприятия, которые важны с оборонной точки зрения", - убежден он.
Следует напомнить, что окончательные критерии для получателей финансовой помощи государства были сформированы к 17 декабря. Это промышленные предприятия с объемом продаж более 15 млрд руб. в год, с персоналом более 4 тыс. человек, имеющие особое значение для региона. Одну из последних версий списка дал Интерфакс. По его сведениям, помощь будет оказана "большой тройке" телекоммуникационных компаний - МТС, "Вымпелкому" и "Мегафону", а также компаниям группы "Связьинвест", МГТС и "Почте России". В перечне транспортных компаний "Дальневосточная транспортная группа" и "Дальневосточное морское пароходство", "Совкомфлот", "Приморское морское пароходство", Новороссийский порт, Морской порт Санкт-Петербурга, ФГУП "Росморпорт", Ростовский порт, Московское, Северо-Западное, Ленское и Обь-Иртышское речные пароходства, судоходная компания "Волжское пароходство", "Новая перевозочная компания". Представлены и основные региональные пассажироперевозчики - "Автолайн", ГУП "Мосавтотранс", северная столица представлена компанией "Третий парк Санкт-Петербург". Помогут и группе компаний "Совтрансавто".
В окончательном списке может быть представлена крупнейшая национальная авиакомпания "Аэрофлот" и менее крупные, но оттого не менее значимые "Трансаэро", "Уральские авиалинии", "Сибирь", UTair, а также "Росавиа" - новый объединенный авиаперевозчик, создаваемый под эгидой "Ростехнологий". Кроме того, правительство обсуждает возможность включения 11 предприятий нефтегазового сектора. В одном из последних вариантов говорится о необходимости включения в него "Газпрома", "Газпромнефти", "Салаватнефтеоргсинтеза", "Роснефти", ЛУКОЙЛа, ТHК-BP, "Сургутнефтегаза", "Татнефти", "Башнефти", "Славнефти", "Русснефти" и HОВАТЭКа. Из предприятий машиностроения в список предложены "Русские машины", КамАЗ, "Соллерс" и "АвтоВАЗ". Из машиностроительных холдингов в список, по предварительным данным, вошли "Трансмашхолдинг", "Силовые машины", ОМЗ, "ЭМАльянс", "Ростсельмаш" и концерн "Тракторные заводы".
Кроме того, в списке фигурируют судостроительные активы Объединенной промышленной корпорации, группы "СДС-Маш" ("Алтайвагон"), группы "Морские и нефтегазовые проекты" ("Красное Сормово") и Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения (Амурский судостроительный завод).
Также стратегическими предлагается считать государственные холдинги - Объединенную судостроительную корпорацию и корпорацию ТВЭЛ, одного из мировых лидеров в производстве ядерного топлива.
Источник: Время новостей