Периодическая печать для детей в основном обращается к мультперсонажам

 

Вчера российская пресса отмечала свой профессиональный праздник. Как и в любой другой день, бумажные газеты и журналы продолжали вчера ежедневную борьбу за своего читателя. Однако пессимисты считают ее заранее проигранной: современные дети не обзаводятся, подобно их родителям, привычкой читать, а тем более выписывать газеты и журналы. Как же чувствует себя рынок периодики для начинающих читать?

По оценкам его участников, доля детской периодики в секторе печатных СМИ около 15%, а его объем около $7 млн в год. Сейчас в России выходит много детских журналов, но большинство делают ставку на узнаваемых персонажей мультфильмов: это способствует продажам.

Крупных игроков на рынке всего два: издательства "Эгмонт" и "Веселые картинки". Первое занимает 20-25% рынка подписного, но лидирует в рознице. Его "Смешарики", "Играем с Барби", "Принцесса", "Микки Маус", "Том и Джерри", "Винни и его друзья" (всего 21 журнал) продаются повсюду. Но самые тиражные - "Веселые картинки" и "Мурзилка", расходящиеся в основном по подписке. Их отсутствие в супермаркетах гендиректор издательства "Веселые картинки" Инна Антипенко объясняет дороговизной: "Эта сеть для нас закрыта - слишком дорогое удовольствие из-за большого процента возврата. Когда у нас возвращается один из пяти журналов, это уже проблема. А у "Эгмонта" совершенно другой бизнес и совершенно другие деньги. У нас тоже бизнес, но мы считаем, что у нас реальный сектор экономики". "Детский" бизнес периодической печати в целом действительно отличается от "взрослого": прежде всего тем, что издания живут за счет рекламы только на 20%, а остальную часть дохода обеспечивают продажи.

"Мы поддерживаем не сами издания, а социально значимые проекты. Наша поддержка не ахти какая великая, - признает начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий. - Государство, безусловно, должно поддерживать детские издания в большем объеме, так как родители у детей разные, есть богатые и бедные".

Писатель Григорий Остер считает, что расцвет детской периодики остался в прошлом. "Сейчас невозможно представить качественный журнал для детей, который охватывал бы какую-то значимую аудиторию, - уверен он. - Да, в регионах есть еще что-то интересное, но в основном рынок занят брендовыми, рекламными изданиями. Они приносят прибыль владельцу, например, за счет рекламы каких-то мультфильмов. Наверное, просто кардинально изменилась ситуация. Бессмысленно сравнивать нашу эпоху с ушедшей. Сегодня место детских изданий заняли телевидение и интернет".

Сектор литературно-художественной периодики для детей пустует в принципе, единственное исключение - московский журнал "Кукумбер". "Я делаю журнал не для денег, а для удовольствия, это такой островок антикоммерции, - говорит поэтесса Дина Крупская, которая создала его девять лет назад. - Когда что-то делаешь с удовольствием, происходит передача настроения читателю". Журнал выходит раз в месяц тиражом 10-15 тысяч экземпляров, гонорары - символические.

Авторы, впрочем, и не гонятся за длинным рублем. Одна из них, Люба Налогина, делает кукол, которые находят себе хозяев по всему свету - от США до Японии. Некоторые из них получают постоянную прописку и на страницах "Кукумбера". "На работу для каждого номера у меня уходит пять-шесть дней, - рассказывает она, - но я не считаю это время потерянным: мне нравится журнал, а еще это дает новые идеи, что важнее денег". Книжный иллюстратор по образованию, Налогина, считает, что "Кукумбер" очень удачно сделан и с художественной точки зрения: "Сейчас в нашей стране редко обращают внимание на хорошее оформление. В основном ставят яркие, но страшненькие картинки - мол, для детей сойдет. А ведь очень важно, чтобы дети привыкали к красоте - только тогда у них будет хороший вкус".

Источник: Газета