В 2008 году новые издания исчезали так же стремительно, как и появлялись

 

Ушедший год был богат на события в медиабизнесе. Это и открытие нескольких совершенно новых изданий, и смена собственников, и уход газет в связи с изменением политической конъюнктуры. Вот лишь пять наиболее значимых, на взгляд "Наблюдателя", событий и трендов прошлого года:

Кризис подсушил "Источник"

Одним из самых заметных событий стало появление в Кирове в июне первой бесплатной ежедневной газеты - "Источника новостей". Один из соучредителей газеты Илья Рычков, спустя пару недель после ее запуска, даже поделился опытом с нижегородскими коллегами. Однако уже в октябре ежедневная газета перешла на еженедельный выпуск тиражом 70 тысяч экземпляров, став теперь прямым конкурентом распространяемого по почтовым ящикам "ПРО Города". Илья Рычков объяснил такой вариант развития событий надвигающимся финансовым кризисом и уменьшением в связи с ним кировского рекламного рынка, а стало быть, и доходов от газеты.

А в конце осени по офисам стало распространяться еще одно издание того же учредителя ООО "Карат", созданное по образу и подобию "Источника новостей", но рассчитанное уже на деловую аудиторию - еженедельник "Бизнес новости в Кирове".

Бизнес-медиа шагают впереди бизнеса

Кстати, по числу печатных изданий с приставками "Бизнес:" или якобы рассчитанных на бизнес-сообщество, Киров уже в лидерах Приволжского федерального округа. Причем в большинстве это именно доморощенные издания, а не вкладки в федеральные СМИ. Помимо упомянутых уже "Бизнес новостей" в 2008 году появилась на свет "Первая бизнес-газета" (Издатель - рекламное агентство "Макси-медиа"), журнал "Бизнес-класс", пришедший на смену издававшемуся холдингом РНТ-Медиа по франшизе "Кировскому бизнес-журналу". Это не считая издающихся уже не первый год "Навигатора", журналов "Товар-Деньги-Товар", "Меркурий", "Время МБ" (Малого бизнеса) и телепередач на эту же тему. Еще бы вятский бизнес развивался столь же ударными темпами. Впрочем, аналитическими бизнес-изданиями большую часть этих газет и журналов можно назвать с большой натяжкой. Как точно сказал по этому поводу на днях один преуспевающий кировский предприниматель, "мы даем рекламу в эти издания, чтобы видеть в них себя".

Чем город Киров хуже области?

С той же целью - видеть себя героями позитивных репортажей - городские чиновники запланировали в марте 2009 года издавать первую муниципальную газету. И правда, чем городская власть хуже правительства области, у которого и своя газета, и телеканал? В прошлом году изданию прописали концепцию, почти выбрали главного редактора и подобрали часть штата. Да и сам вопрос о том, чтобы издавать муниципальную газету на деньги скудного городского бюджета в кризисном году, решался в последние месяцы 2008-го. Задача перед руководством нового СМИ стоит весьма непростая - довести тираж издания до 12 тысяч экземпляров и в течение пары лет вывести его на самоокупаемость. К тому же новый официальный публикатор мэрии и Кировской гордумы может отобрать средства к существованию у трех нынешних "подрядчиков" в информационной сфере - "Кировской правды", "Вятского края" и "Нашего выбора".

На "Девятке" новые порядки

В 2008 году самой значимой сделкой на медийном рынке Кирова стала июльская смена собственника телекомпании "9 канал" - сетевого партнера СТС. Новый собственник - компания, близкая к "УралХиму" - сразу же поменял директора "девятки". И на смену депутату ОЗС Павлу Сырцеву приехал бывший главный редактор Тюменской телерадиокомпании Игорь Болдырев. В телеэфире серьезных изменений не произошло - разве только информационная политика в отношении прежнего губернатора и его команды стала более "мягкой". Зато радикально сменилось виртуальное лицо телеканала в сети интернет. Оформление и содержание сайта пусть оценивают специалисты в этой сфере. Но статистика говорит пока не в пользу его ребрендинга - из десятки лидеров в статистике посещений "Вятки-на-сети" сайт телеканала моментально очутился во 2-3 десятке. Возможно, новая команда, работающая над сайтом, сумеет наверстать упущенное?

Начало конца?

Столь же скоропостижно, как появились, исчезли с медиарынка газеты "Бульвар новостей" и "Вятская хроника". "Бульвар" был не совсем удачной копией "ПРО Города" и это сравнение неизбежно проигрывал, а потому в своем прежнем виде не привлек большого внимания рекламодателей. "Хроника" же была интересна и доступна лишь узкому кругу ценителей и в основном изобличала в литературно-публицистической форме действующего губернатора и его команду. Николай Шаклеин ушел - исчезла надобность в газете. Подписчикам объявили, что вернут деньги. Возможно, череда закрывшихся медиапроектов продолжится и в 2009 году. Кризис неминуемо скажется на рекламном пироге, питаться которым смогут лишь самые удачливые и профессиональные издания и вещатели.

Источник: Вятский наблюдатель