По имеющейся информации, издатели
были вынуждены значительно увеличить отпускные цены на свою продукцию, в их
числе «Smoke» - рост
издательской цены на 144%, «Работа и зарплата» - 66%, «Недвижимость и цены» -
41,5%, «Свой бизнес» - 32%, «Tatler»
- 31%, «7 Дней» - 30%, «Time out»
- 27%, «Теленеделя» - 25%, «Коммерсантъ Daily» - 22%, «Автопанорама» - 21%, «Секрет фирмы» - 14,8%,
«Деньги» - 14,5%, «Московский комсомолец» - 11,4%, «Quattroroute» - 11%, «Компьютера» - 9,9%,
«Grazia» - 9,5%,
«Финанс» - 7% и др.
В
Санкт-Петербурге издатели увеличили цены на свою продукцию в меньшем объеме – 5
– 30%. В Мурманской области отмечен рост цен до 40%. Соответственно, возросли и
розничные цены в сетях ритейла. Наценки у распространителей, призванные
покрывать издержки на весь комплекс работ по организации торгового процесса,
пропорционально возросли.
В сетях
московских супермаркетов средняя наценка составляет 80 - 120%. Все это привело
к тому, что выросли конечные розничные цены на печатную продукцию, и это стало
январским сюрпризом для потребителей.
Причин у
данного явления несколько. Прежде всего, надо отметить падение рекламных
доходов у издателей. До кризиса Издательские дома в значительной степени
покрывали свои затраты за счет рекламы. В среднем доходность ведущих изданий
складывается из поступлений: 70% - реклама, 30% - продажи. Благодаря этому
отпускные цены на издание могли быть ниже себестоимости. В условиях кризиса,
роста инфляции и резкого падения
рекламных доходов издатель вынужден зарабатывать на продажах. Отсюда рост цен.
В тяжелом
положении оказались и распространители. Отмена с нового года ЕНВД, рост тарифов
на электроэнергию, транспорт, инфляция, кризис в банковской сфере и др.
отрицательно сказались на деятельности распространительских структур, привели к падению рентабельности, закрытию
части киосков.
С нового года
проезд в московском метрополитене составил 22 рубля. Следуя логике советских
времен, массовые печатные издания, как утверждают эксперты, не могут иметь
розничную цену ниже этой стоимости. Да и в советские годы ниже стоимости
проезда на метро стоили только газеты, финансируемые ЦК КПСС.
Рост цен на
прессу в России вписывается в общемировой тренд. Так, в США в ноябре прошлого
года цены на печатную продукцию выросли в среднем на 13%, а на глянцевые
телегиды, к примеру, с 1 до 3 долларов в розницу.
АРПП с октября
2008 года неоднократно заявляло о возможности роста цен на печатную продукцию с
нового года и неизбежном закрытии ряда газет и журналов, а также сокращения
сетей распространения прессы. Ассоциация предлагала ряд мер по предотвращению
негативных явлений в медиаотрасли. В их числе предлагалось ввести мораторий на
отмену ЕНВД, смягчить налоговое бремя на отрасль, облегчить прямое
кредитование, расширить ассортимент киосковых сетей за счет товаров народного
потребления и др. К сожалению, эти предложения не были осуществлены.
Реализация
инициатив АРПП в наступившем году, по нашему мнению, могла бы улучшить ситуацию
распространения прессы, остановить рост розничных цен, облегчить доступ
населения к печатному слову.
Пресс-служба АРПП