Несмотря на жёсткую конкуренцию, печатное слово традиционно пользуется доверием читателей
13 января журналисты и полиграфисты России отмечают свой профессиональный праздник - День российской печати: именно в этот день в 1703 году в Москве вышла первая русская газета "Ведомости". Именно она положила начало развитию периодической печати страны. Сегодня российская печать является важной составляющей мирового информационного пространства.
Наряду с российской прессой статистика констатирует бурный рост рынка периодической печати республики. Ежегодно растет число зарегистрированных печатных СМИ. На 1 июля 2008 года зафиксировано 955 наименований. Реальное число изданий, находящихся в фактическом обороте, по данным Государственной книжной палаты, составляет 432 и также ежегодно растет. Наиболее тиражными среди газет являются информационно-рекламные, специализированные издания. Наиболее распространенный тираж для политических изданий - от 5 до 10 тыс. экземпляров. На их долю приходится почти две третьих издаваемых газет. Это в основном газеты, распространяемые в городах и районах республики, что отвечает емкости газетного рынка на данных территориях. Еще несколько лет назад тираж более 50 тыс. экземпляров не был характерен для газет, издаваемых в республике. Сегодня таким тиражом выходит пятая часть рекламно-информационных газет, появились и общественно-политические и досуговые издания.
Основная примета времени - значительное расширение диапазона страничности. Если еще три года назад 32 полосы были пределом страничности в республике, то сегодня у нас издаются 40-, 48-, 56-, 90-полосные газеты.
Расширение информационного поля, новые информационные технологии изменили характер коммуникаций и коммуникативное поведение читательской аудитории.
По данным исследования, которое Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан провело в ноябре 2008 года, газеты в качестве источника информации используют 78,8% жителей республики. При этом 55,2% - в качестве основного источника информации. Для сравнения: телевидение в качестве основного источника информации используют 88,8%, радио - 25,1%, интернет - 10,7% жителей нашей республики.
В этой связи представляется актуальным мнение аудитории о том, почему они выбирают одни источники информации и отказываются от других. Сравнительная характеристика ответов участников исследования, которые используют газеты как источник информации, с ответами тех, кто не читает газет вообще, позволяет сделать следующие выводы. Люди не читают газеты, так как получают информацию в достаточном количестве из других источников. Так ответили 68,1% людей, которые не читают газет вообще. Отметим, что 20,1% из них получают информацию из интернета.
Обобщенный социально-демографический портрет читателя газет в Республике Башкортостан таков: это люди среднего и старшего возраста от 35 до 60 лет, с высоким образовательным уровнем, работающие, в основном квалифицированные специалисты и руководящее звено, имеющие уровень дохода, в основном, ниже среднего и средний.
Потенциальная аудитория региональных печатных медиа, как показало исследование, формируется за счет подписки на издания, приобретения их в розничной сети, использования периодики на работе, в библиотеке, у друзей. Важным показателем интереса аудитории к газетам является число подписчиков. Они чаще других обращаются к газетам, "привыкают" получать информацию из определенного источника. Отрадно, что по подписке печатные издания республики сегодня получает половина опрошенных. Высока доля и тех, кто обращается к прессе на работе.
Пресса республики пользуется большой популярностью у населения. Более 50% опрошенных подтвердили регулярность обращения к региональным изданиям. В сельской местности доля постоянной аудитории местной прессы составляет 61%. Читатели республиканских и местных газет в большей степени, чем читатели федеральных изданий, ориентированы на поиск информации о событиях в своем населенном пункте. Так, например, 58,7% читателей местных газет отметили, что ищут такого рода информацию постоянно, среди читателей республиканских газет - 56,8%. Среди читателей федеральных изданий с этим утверждением согласились только 39,7%. Также значительная часть читателей республиканских газет (51,2%) отметила, что ищет информацию о событиях в Башкортостане.
Согласно материалам исследования, люди ценят в газетах прежде всего то, что они получают из них новостную информацию, чтобы ориентироваться в происходящих событиях - 40,8%. Для 22,5% опрошенных чтение газет - это способ проведения свободного времени. 16,5% респондентов ответили, что читать газеты - это семейная традиция, 9,8% опрошенных находит в газете различные полезные, справочные материалы, 5,3% респондентов получают из газет материалы, связанные с их профессиональной деятельностью.
В то же время негативные явления, наблюдающиеся на российском рынке периодической печати, имеют место и в республике вследствие стремительного развития онлайновых СМИ. Наблюдается снижение интереса читательской аудитории, особенно молодежи, к традиционной прессе. Тиражи общественно-политической республиканской периодики имеют устойчивую тенденцию к стагнации. По последним данным, число не читающих газеты в республике - 21,2%. Этот показатель лучше общероссийского, где каждый четвертый россиянин (26%) газеты не читает вовсе. Вот почему в последние годы общественность проявляет серьезную озабоченность потерей интереса россиян к чтению вообще, и к периодике в частности. Печатная информация, занимающая доминирующее положение в XIX и первой половине прошлого века, уступает свои позиции телевидению и отчасти радио, интернету.
Печатные средства массовой информации настойчиво ищут свое место в новых условиях, стараясь переломить негативную тенденцию потери читательской аудитории. Проблема повышения интереса к чтению периодики, особенно молодежи, в обозримом будущем будет определяющей.
Совокупная информация, которой мы располагаем, позволяет определить некоторые направления повышения роли печати в общественно-политической жизни республики. Прежде всего, традиционная республиканская пресса подошла к необходимости широкого развертывания онлайновых версий всей государственной периодики. Меры своевременные, особенно если учесть, что мировая пресса постепенно отказывается от бумажных носителей информации и переходит на онлайновые. Печатные и онлайновые форматы газетной прессы взаимно и успешно дополняют друг друга, расширяя горизонты читательской аудитории. Это позволит успешно справляться с нарастающей конкуренцией со стороны других медиа.
Злободневной является задача повышения качества самого информационного продукта, прежде всего в приближении самого содержания к требованиям жизни и запросам аудитории. При этом практика показывает, что печать в освещении отдельных аспектов общественной жизни занимает ведущую роль. Это относится к освещению функционирования социальных институтов в решении повседневных семейных, бытовых, материальных проблем, особенно жизни селян. Среди тем, которые интересны большинству опрошенных: политика, здоровье и красота, криминальная хроника, деятельность органов власти, проблемы города и района. Тематические предпочтения читателей прессы республики распределяются следующим образом: проблемы города, района - 43,6%; здоровье, красота - 39,5%; деятельность органов власти - 36,4%; криминальная хроника - 32,6%; домохозяйство, сад, огород - 32,3%; политика - 30,1%. Практически в отношении всех изданий более чем половина постоянных читателей согласились с суждением "В газете рассказывают о новостях в тех областях, которые меня интересуют". В среднем же с этим суждением согласились 70,5% постоянных читателей. Полагаем, что те, кто покупает или выписывает газету, делают это сознательно для получения требуемой информации, которую они в ней находят.
Требуется и более детальный анализ структуры информации телевидения, радио, интернета, чтобы точно определить, в чем состоит место печати. Необходимы меры по формированию привычки у молодежи к чтению, чему могло бы способствовать принятие Программы поддержки и развития чтения, аналогичной российской.
Несмотря на все трудности, наличие отмеченных выше и других недостатков, печатные источники информации традиционно пользуются большим доверием со стороны населения. Высок процент доверия читателей к информации, полученной из "официальных" газет: "Башкортостан", "Кызыл тан", "Республика Башкортостан". Около 60% читателей отметили, что доверяют информации, которую получают из этих газет. Это также касается местных - городских и районных - печатных СМИ, ориентированных в первую очередь на предоставление местной информации о событиях в том населенном пункте, где проживает респондент. Отсюда понятны мотивы повышенного доверия к информации, получаемой из местных газет - человек может проверить эту информацию. Кроме того, по результатам исследования, постоянно хотят получать информацию из газет о событиях в своем населенном пункте 32,5%, о событиях в республике 24,3%, о событиях в России 22,7%, о событиях в мире только 16,7% ответивших.
Таким образом, печатные средства массовой информации имеют определенный ресурс для удовлетворения информационных потребностей населения. Это и наличие достаточного количества периодической печати, хорошие традиции потребления печатной информации населением республики, а также меры государственной поддержки изданий, сглаживающие последствия социального и информационного неравенства. Во многом это происходит потому, что влияние печатного слова традиционно высоко в России и доверие к нему значительно выше, чем к телевидению или радио, которые зачастую воспринимаются как развлечение. Дальнейшее повышение содержания печати, увеличение распространения печатных изданий является большим ресурсом повышения образованности и политической культуры читателей.
Венера ХАКИМОВА, кандидат социологических наук, заместитель начальника Управления по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ.
Источник: Республика Башкортостан