Газеты пострадают от налогов


Омский рынок печатных СМИ может сократиться на треть из-за новых расценок "Роспечати"

С 1 января 2009 года в Омске значительно повысилась стоимость услуг основного игрока на рынке розничной торговли печатными изданиями - ОАО "Роспечать". В результате стоимость газет и журналов для конечного потребителя выросла от 30 до почти 100%, а некоторые издания и вовсе были вынуждены отказаться от услуг оператора. По заверениям руководства ОАО "Роспечать", повышение связано исключительно с новым налоговым законодательством, а рентабельность работы предприятия в 2009 году будет чуть ли не отрицательной. Однако по мнению представителей СМИ, наценки могли бы быть гораздо ниже, если бы рынок не был настолько монополизированным. Завышенная цена при этом уже скоро приведет к значительным снижениям тиражей и усугублению и так непростой ситуации на рынке.

В связи с новыми расценками "Роспечати" розничная цена газет в Омске увеличилась на 70-80 процентов. Минимальная розничная цена на еженедельные общественно-политические газеты поднялась с 7 до 12 рублей (в частности, это коснулось таких дотируемых изданий, как "Вечерний Омск - Неделя", "Омская правда" и "Омский вестник"). Еженедельник "Комсомольская правда" увеличил стоимость с 10 до 13 рублей, однако при этом снизив вдвое объем полос. Газета "Жизнь" подорожала с 13 рублей до 16, а "Коммерческие вести" - с 20 до 30 рублей. При этом в большинстве изданий отпускная цена изменилась незначительно, от 50 копеек до 1 рубля, а некоторым, наоборот, пришлось пойти на ее снижение.

Газета "Обозреватель. Вечерний Омск" вообще отказалась от услуг "Роспечати", так как ритейлер повысил собственные затраты на реализацию одного тиража каждого издания с 9 до 13 тысяч рублей. Это значит, что, если СМИ не удается продать необходимый распространителю объем, оно вынуждено доплачивать. В случае с "Обозревателем", в частности, получилось, что за каждый поступивший в розницу тираж редакция должна была доплачивать от 10 до 11 тысяч рублей. В результате для издания это стало крайне невыгодно.

Как сообщили "Обозревателю" в "Роспечати", пойти на такой шаг сеть вынудили изменения в российском налоговом законодательстве, которые запретили распространителям с числом сотрудников более 100 человек пользоваться вмененной схемой налогообложения. Таким образом, предприятию теперь необходимо платить 20-процентный налог на прибыль, налог на добавленную стоимость от 10 до 18 процентов, да еще и платить НДС за индивидуальных предпринимателей, а таких среди омских издателей большинство. Кроме того, сыграло свою роль и повышение тарифов на коммунальные услуги. Но даже несмотря на увеличение наценок, по информации источника в ОАО, предприятие вообще не заложило в тариф собственную рентабельность. Иначе минимальная стоимость газет составила бы 20 рублей.

Недополученную же прибыль "Роспечать" попытается компенсировать за счет экономии электроэнергии и установки большего количества киосков. Кроме того, распространитель все-таки надеется, что президент РФ внемлет большому количеству обращений со стороны распространителей и издателей и все-таки смягчит налоговое бремя.

Что касается минимального количества прибыли от продажи тиража газеты, то по данным того же источника, расходы на распространение одного тиража издания еще в прошлом году составляли 17 тысяч рублей, но на этот год тариф все же установили в размере 13 тысяч рублей, так как больше ни одно издание не потянет. Представители печатных СМИ, однако, с расчетами оператора не согласны.

- Я не думаю, что "Роспечать" действительно работает себе в убыток, - считает коммерческий директор ЗАО "Омские городские СМИ" Сергей Степанченко (газеты "Вечерний Омск - Неделя", "Обозреватель. Вечерний Омск"). - Если посмотреть, как развивается ситуация в других городах, то подобный резкий скачок есть разве что в Барнауле и Томске, где так же, как и у нас, существует фактически только одна крупная сеть распространения. Поэтому, по моему мнению, у оператора есть возможности снизить цену, но ни на какие переговоры его руководство не идет. Видимо, акционеры компании рассчитывают даже в условиях кризиса получить не меньшую прибыль, чем в прошлом году. И это при том, что многие издания, в том числе и наше, продает газеты по цене ниже их себестоимости, чтобы только не потерять читателя.

По оценке Сергея Степанченко, если ценовая политика "Роспечати" не изменится, весь рынок печатных СМИ упадет минимум на 30 процентов и первые пострадавшие издания могут появиться уже к марту. Выходом из ситуации при этом мог бы стать массовый отказ изданий сотрудничать с ритейлером, тогда распространитель будет вынужден пойти на уступки. Однако омские СМИ слишком для этого разобщены. Тем более что некоторые из них являются акционерами "Роспечати". Другим вариантом решения проблемы стало бы появление в Омске альтернативной сети киосков.

- Повышение цены явно приведет к массовому падению тиражей, - согласен с коллегой и. о. генерального директора омского филиала газеты "Жизнь" Александр Казаков. - Сейчас кризис, и читатель считает каждую копейку. Поэтому повышение цены, как в нашем случае, на три рубля может привести вообще к отказу от ее приобретения.

Несмотря на то, что, по мнению Александра Казакова, повлиять на "Роспечать" практически невозможно, остается надежда, что руководство сети пересмотрит тарифы, когда увидит, что количество продаваемой прессы действительно сильно сократилось. Впрочем, по мнению других участников рынка, первоначальное падение тиражей может смениться и ростом, когда потребитель привыкнет к новой цене.

- На мой взгляд, это явно не очень экономически обоснованное решение, которое скорее всего приведет если не к краху изданий, то к значительному снижению тиражей, - поделился главный редактор газеты "Омская правда" Ярослав Лесовский. - Правда, говорить об этом можно будет только ближе к февралю. Однако есть вероятность, что народ все-таки к новым ценам привыкнет и все равно будет продолжать покупать. Если же все будет не так оптимистично и если в "Роспечати" действительно сидят умные люди, то они что-нибудь придумают.

- У нашего издания тираж всегда обычно плавает, - говорит генеральный директор ООО "Ваш Ореол" Владимир Чукреев. - С начала года, когда обычно повышается цена, он падает, потом, ближе к осени, когда потребитель привыкает, опять растет. Надеюсь, в этом году произойдет то же самое. Но поживем - увидим. Если пойдет резкое снижение, снова попытаемся договориться с "Роспечатью". Хотя это и тяжеловато из-за их монопольного положения на рынке. Поэтому, если бы существовал закон, который ограничивает максимальную наценку на продажу прессы, нам жилось бы легче.

Между тем, по распространенной позавчера информации Ассоциации распространителей печатной продукции, значительное повышение цены - от 5 до 140 процентов - наблюдается все же по всей территории России, даже в городах с развитой конкуренцией. Причем некоторые распространители, ввиду снизившейся рентабельности, были вынуждены сократить сети киосков.

Источник: Вечерний Омск