Об изменении розничных цен на прессу в России и за рубежом

В первые дни нового года в России был зафиксирован рост цен на печатную продукцию. Диапазон повышения цен на газеты и журналы составляет от 5% до 140%. Кроме роста цен наблюдается сокращение объемов и полосности периодических изданий. Соответственно, возросли и розничные цены в сетях ритейла. Наценки у распространителей, призванные покрывать издержки на весь комплекс работ по организации торгового процесса, пропорционально увеличились. В сетях московских супермаркетов средняя наценка составляет 80 - 120%. Все это привело к тому, что выросли конечные розничные цены на печатную продукцию, и это стало январским сюрпризом для потребителей.

Одна из причин этого явления – падение рекламных доходов у издателей. До кризиса Издательские дома в значительной степени покрывали свои затраты за счет рекламы. В среднем доходность ведущих изданий в прошлом году складывалась из поступлений: 70% - реклама, 30% - продажи. Благодаря этому отпускные цены на издание могли быть ниже себестоимости. В условиях кризиса, роста инфляции и резкого падения рекламных доходов издатель вынужден зарабатывать на продажах.

В тяжелом положении оказались и распространители. Отмена с нового года ЕНВД, рост тарифов на электроэнергию, транспорт, инфляция, кризис в банковской сфере и др. отрицательно сказались на деятельности распространительских структур, привели к падению рентабельности, закрытию части киосков.
Рост цен на прессу в России вписывается в общемировой тренд. Так, в США в ноябре прошлого года цены на печатную продукцию выросли в среднем на 13%, а на глянцевые телегиды, к примеру, с 1 до 3 долларов в розницу.
А ведущий американский оптовик – Anderson News (20% рынка распространения журналов в США) – уведомил издателей, что с 1 февраля 2009 года они должны будут платить 7 центов дополнительно за каждую копию, поставленную в магазин.

Средняя цена на издание в США в начале этого года выросла на 9,6% с $3,42 до $3,75. Чтобы понять насколько это значительное изменение, скажем лишь, что за последние 4 года цены на издания суммарно выросли на 2,6%.

В некоторых случаях наблюдается снижение цен. Наряду с массовым увеличением цен на прессу в начале года некоторые российские Издательские дома, наоборот, цены на свою продукцию снизили. Так падение цен на печатные издания доходит до 50%.

На 50 до 40% подешевели следующие издания: «Total Film», «Trend», «Русский пионер», «Мегасканворденок», «Простоквашино». На 30 – 15% - «777. Весенний букет мини», «Калейдоскоп. Вне закона», «Спорт день за днем». На менее чем на 15% снижены цены на следующие издания: «What car», «Смена», «Остров сокровищ», «Бабушкины рецепты», «Хит сканворд».

В Великобритании в августе этого года, The Sun снизила отпускную цену своей газеты с 35 до 30 пенсов, что сделало ее самой дешевой национальной газетой страны. После этого другая газета - The Daily Star  сообщила, что снижает отпускную цену на свою газету до 20 пенсов.   

Эта тенденция в Великобритании носит уникальный характер, так как на подавляющее большинство газет и журналов цены выросли. Так, более чем на 20% выросли цены на журналы «DVD world», «Top of the pops», «Peppa pig playground», «Gay time», «Love it», «Marvel heroes» и другие.

Таким образом, из сказанного следует, что преобладающий тренд на рынках печатных СМИ в нашей стране и за рубежом – рост конечных розничных цен на печатную продукцию. Отдельные случаи снижения цен объясняются наличием у конкретных редакций финансовых резервов на подобные действия, нацеленные на сохранение своих позиций на рынке и их расширение.

 Пресс-служба АРПП