Одна из причин этого явления – падение рекламных доходов у издателей. До кризиса Издательские дома в значительной степени покрывали свои затраты за счет рекламы. В среднем доходность ведущих изданий в прошлом году складывалась из поступлений: 70% - реклама, 30% - продажи. Благодаря этому отпускные цены на издание могли быть ниже себестоимости. В условиях кризиса, роста инфляции и резкого падения рекламных доходов издатель вынужден зарабатывать на продажах.
В тяжелом положении оказались и распространители. Отмена с нового года ЕНВД,
рост тарифов на электроэнергию, транспорт, инфляция, кризис в банковской сфере
и др. отрицательно сказались на деятельности распространительских структур,
привели к падению рентабельности, закрытию части киосков.
Рост цен на прессу в России
вписывается в общемировой тренд. Так, в США в ноябре прошлого года цены на
печатную продукцию выросли в среднем на 13%, а на глянцевые телегиды, к
примеру, с 1 до 3 долларов в розницу.
А ведущий американский оптовик – Anderson News (20% рынка
распространения журналов в США) – уведомил издателей, что с 1 февраля 2009 года
они должны будут платить 7 центов дополнительно за каждую копию, поставленную в
магазин.
Средняя цена на издание в США в
начале этого года выросла на 9,6% с $3,42 до $3,75. Чтобы понять насколько это
значительное изменение, скажем лишь, что за последние 4 года цены на издания
суммарно выросли на 2,6%.
На 50 до 40% подешевели следующие
издания: «Total Film»,
«Trend», «Русский
пионер», «Мегасканворденок», «Простоквашино». На 30 – 15% - «777. Весенний
букет мини», «Калейдоскоп. Вне закона», «Спорт день за днем». На менее чем на
15% снижены цены на следующие издания: «What car», «Смена», «Остров сокровищ», «Бабушкины рецепты», «Хит
сканворд».
В Великобритании в августе этого
года, The Sun
снизила отпускную цену своей газеты с 35 до 30 пенсов, что сделало ее самой
дешевой национальной газетой страны. После этого другая газета - The Daily Star сообщила, что
снижает отпускную цену на свою газету до 20 пенсов.
Эта тенденция в Великобритании
носит уникальный характер, так как на подавляющее большинство газет и журналов
цены выросли. Так, более чем на 20% выросли цены на журналы «DVD world», «Top of the pops», «Peppa pig playground», «Gay time», «Love it», «Marvel heroes» и другие.
Таким образом, из сказанного
следует, что преобладающий тренд на рынках печатных СМИ в нашей стране и за
рубежом – рост конечных розничных цен на печатную продукцию. Отдельные случаи
снижения цен объясняются наличием у конкретных редакций финансовых резервов на
подобные действия, нацеленные на сохранение своих позиций на рынке и их
расширение.
Пресс-служба АРПП