Новые проблемы в сетях супермаркетов

Финансовый кризис всего за несколько месяцев сумел опустошить полки магазинов некоторых сетей, задолжавших поставщикам существенные суммы. Ритейлеры, нуждаясь в оборотных средствах и лишившись возможности перекредитоваться в банках, увеличили отсрочки по платежам поставщикам. Поставщики, в свою очередь, прекратили отгрузки. Сейчас сети утверждают, что практически все проблемы с дистрибьюторами по оплате решены, но поставщики так не считают.

Сети супермаркетов продолжают испытывать трудности, вызванные финансовым кризисом. Сеть «Седьмой континент» имеет непогашенный кредит перед Deutsche Bank, который составляет более $500 млн. В конце декабря 2008 года «Седьмой континент» предлагал департаменту имущества Москвы купить 74% акций своей розничной сети, но чиновники отказались от предложения. В итоге «Седьмой континент» продал своему партнеру ГК «Ташир» около 15 тыс. кв. м в строящемся в Реутове ТЦ «Шоколад». Сделка была закрыта в конце прошлого года.

Один из случаев проседания отечественной хозяйственной сферы, причём во всё разрастающемся масштабе, сегодня происходит по вине торговой сети «Мосмарт». Дело в том, что поставщики товаров, которые данная торговая сеть с выгодой для себя продаёт, уже давно не могут получить от неё денег. Ведь неплатежи торговой сети как конечного получателя денег от населения своим контрагентам за уже поставленные товары, в том числе первой необходимости, автоматически разрушают всю структуру логистики и расчётов в оптовой и розничной торговле. Не получая своих денег, поставщики имеют трудности в расчётах с бюджетом и персоналом, не покрывают свои издержки и не имеют возможности приобрести очередную партию товара.

Учитывая чрезвычайную важность проблемы, Правительство РФ ещё в октябре при первых случаях нарушения взаиморасчётов в торговле предложило ведущим госбанкам страны прокредитовать крупнейшие торговые сети. Так, в конце ноября на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова с представителями 10 ритейлеров – «Дикси», «Магнит», «Х5», «Седьмой континент», «Лента», «Холидей», «О’Кей», «Копейка», «Виктория» и «Мосмарт» — для поддержки отрасли было решено выделить несколько десятков миллиардов рублей. Взамен власть потребовала от сетей соответствующей финансовой и социальной ответственности, то есть вовремя расплачиваться со своими поставщиками и не задирать цены на продукты.

По итогам совещания деньги торговым сетям были выделены, в том числе Сбербанк открыл для «Мосмарта» кредитную линию в размере 1,5 млрд рублей.

Так, задолжавший огромные суммы поставщикам «Мосмарт» получил от государства деньги, однако расплачиваться с ними не стал. То есть условия получения финансовой помощи, изложенные на совещании у первого вице-премьера, торговой сетью были попросту проигнорированы. На 15 декабря прошлого года сумма просроченной задолженности составила 175 млн рублей.

В свою очередь, поставщики идут навстречу «Мосмарту» и предлагают более чем щадящую схему — погашение при поставке новых партий товаров хотя бы 70 процентов из старых просроченных задолженностей.

Очевидно, что первопричиной финансовой несостоятельности сети стал не кризис, а её непрофессиональный менеджмент.

Своими действиями «Мосмарт» ставит под угрозу банкротства не только поставщиков, но и товаропроизводителей, а также компании, поставляющие им сырьё и комплектующие.

Вышеназванные проблемы «Мосмарта» особенно видны в регионах, где нет такого количества оптовых продавцов, как в Москве. И информация о неплательщике распространяется моментально. В частности, в Новокузнецке, Ижевске, Уфе полки магазинов этой сети практически пусты. Ранее по причине неплатежей поставщикам закрылись все 52 магазина сети «Мосмартик».

В начале осени в Арбитражный суд Москвы начали в больших количествах поступать иски от компаний-поставщиков к ритейлерам. Сети «Мосмарт» и «Самохвал» стали своеобразными рекордсменами (139 и 164 иска соответственно).

Пресс-служба АРПП