Печать под прессом

 

Гость программы - известный журналист, общественный деятель, главный редактор газеты "Московский комсомолец", председатель Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова СМИ Общественной палаты Российской Федерации, председатель Московского союза журналистов Павел Николаевич Гусев.

- Попробуем перенести акцент разговора на общественно-политические события последнего времени. Событий много, и мы предоставим гостю возможность прокомментировать любые. Но все же поговорить хотелось бы о том, что происходит в сфере журналистики. Какова ситуация в СМИ в связи с экономическим кризисом, что из происходящего особенно тревожит? Вот и Союз журналистов Москвы выступил с предложением о снижении налогов для средств массовой информации...

ГУСЕВ: В связи с кризисом в СМИ сложилась довольно скверная ситуация; более-менее уверенно могут чувствовать себя государственные средства массовой информации, получающие средства из бюджета. И очень хорошо, что по крайней мере эта часть СМИ чувствует себя в какой-то мере стабильно.

- Но, говорят, им тоже снизили дотации...

ГУСЕВ: Естественно, поступления снижаются. Я знаю, что и на телевидении, и в печатных, и в электронных СМИ снимаются целые программы, меньше станет телевизионных фильмов, новых передач. Но есть определенная уверенность, что они, по крайней мере, сохранят свою деятельность на уровне, если можно так его назвать, не совсем нищенском.

Хуже обстоит дело со многими частными газетами и даже теми изданиями, у которых крупные владельцы, так называемые олигархи: на сегодняшний день большинство олигархов понесло огромные финансовые потери, и имена их известны - это все "первые имена", которые на слуху. Конечно же, это в первую очередь снижение рекламы, - в некоторых изданиях оно составило до семидесяти процентов, - повышение цены на бумагу, на полиграфические услуги и на распространение. По сути дела, все составные части печатных СМИ попали под сильный удар отраслевых повышений цен, и, естественно, это сказывается на производстве и перспективах дальнейшего существования большинства СМИ.

Наши предложения от Союза журналистов Москвы, которые я высказал, выступая на последнем городском активе, таковы. Это и предложения комиссии Общественной палаты, ряда других структур, - подключался и Медиасоюз, - что необходимо наконец привести в надлежащий порядок все, что связано с налогом на добавленную стоимость в средствах массовой информации. Дело в том, что мы сегодня как СМИ на все наши обычные расходы имеем снижение НДС с восемнадцати до десяти процентов. Но почему-то ситуация складывается примерно так.

Павел Гусев на конференции (фото tvpost.ru)

Представьте, что ваша правая рука поднимает пять килограммов, а левая - сто граммов, не больше. Получается дисбаланс, перекос. То же самое получается у нас. Одни виды деятельности при создании СМИ получают снижение НДС до десяти процентов, а другие имеют полновесные восемнадцать процентов. Скажу больше: мы сегодня единственная страна в Европе, где государство пытается изъять деньги из средств массовой информации. Обычно в европейских странах НДС для СМИ - от нуля до четырех процентов.

Вот во Франции то, что сделал Саркози, вообще беспрецедентно: все молодые люди до семнадцати лет имеют право на бесплатную подписку - государство гарантирует им это право! Потрясающе... Мало того что это поддержка СМИ; они выделили еще восемьдесят миллионов евро... Значит, государство прекрасно понимает, что не только металлургия, машиностроение и электроника имеют важнейшее значение, но и информация, "производство душ".

Потому что если мы сегодня не дойдем до молодых, до их души, не будем с ними разговаривать средствами самых разных СМИ, а не только интернета (сегодня качество интернета при всей его свободе и широте порой удручает: ни руского языка, ни глубокой мысли, а порой идет простая перебранка), - если мы не дойдем до молодежи, общество очень скоро это почувствует...

Источник: Радио России