Какими станут газеты и журналы к 2020 году? Каково будет их содержание? Каков формат? Будут ли они бесплатными или платными? Станут ли они более точечно работать на определенные целевые группы? Как печатные СМИ будут взаимодействовать с электронными и не превратятся ли они в цифровые СМИ? Как изменятся требования читательской аудитории? Как преобразуется работа редакций и журналистская практика? Как и какую рекламу будут продавать издания в 2020 году? Как будут развиваться технологии? И, наконец, насколько глобальный экономический кризис изменит медиабизнес?
Таков круг вопросов, ответы на которые стремится дать Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) в своем новом обзоре, подготовленном по заказу Федерального агентства по печати и массовых коммуникаций Российской Федерации. Эксперты ГИПП обобщили исследования, проводившиеся в последние годы ведущими международными медийными ассоциациями, а также провели мониторинг тенденций российского рынка. Важный источник прогнозов - экспертные интервью с ведущими российскими специалистами по всей цепочке издательской деятельности: от бумажной промышленности и полиграфии до распространения печатной продукции, IT, рекламы и медиаизмерений. Обзор публикуется в свободном доступе на сайте ГИПП в формате MS Word (см. файл). На нашем сайте доступна электронная версия обзора в формате PDF (см. файл).
На момент публикации настоящего исследования мировой экономический кризис внес серьезные коррективы в работу медийных компаний и значительно замедлил темпы развития глобальной медиаотрасли, пишут авторы исследования. Все чаще на страницах отраслевых изданий и в профессиональном сообществе обсуждаются вопросы будущего печатных СМИ в контексте их выживания. До кризиса это будущее обсуждалось в свете основной тенденции - цифровые технологии кардинально меняют медиасреду, традиционные платформы и каналы распространения информации, издательские бизнес-стратегии. И эта глобальная тенденция, несомненно, сохраняется. С наступлением и углублением кризиса долгосрочные перспективы отошли на второй план, а обсуждение будущего печатных СМИ приняло другой оборот - какие издания и медиакомпании выживут, как изменится медиарынок. Тем не менее, участники отрасли наряду с текущей оптимизацией бизнеса в период рыночных изменений строят прогнозы будущего индустрии печатных медиа.
Комментирует Юлия Казакова, исполнительный директор ГИПП, руководитель проекта: "Многие скажут, как можно прогнозировать на 10 лет вперед в период кризиса, когда большинство думают о выживании и больше заняты краткосрочными прогнозами? Отвечу известным бизнес-правилом: в период активного роста не забывай о возможном кризисе, в период кризиса думай о развитии. Надеюсь, что подготовленный обзор будет полезен участникам индустрии, поможет правильно оценить перспективы их бизнеса и подготовиться к неизбежному росту, чтобы быть лидером".
Обзор "Тенденции и прогноз развития печатных СМИ до 2020 года" состоит из двух больших разделов:
1. Мировые тенденции развития печатных СМИ до 2020 года.
2. Российские тенденции на фоне развития глобальной медиаиндустрии.
Отдельный раздел посвящен комментариям специалистов и участников рынка о последствиях текущего финансово-экономического кризиса для краткосрочных перспектив и долгосрочных прогнозов развития отрасли.
В ходе исследовательской работы были проведены следующие мероприятия:
1. Проведен мониторинг и анализ результатов международных исследований, обзоров и сборников, подготовленных за последние несколько лет по аналогичным или сходным проблемам ведущими международными ассоциациями прессы и исследовательскими компаниями. В число организаций, чьи результаты исследований легли в основу отчета, вошли такие безусловные лидеры индустрии, как Всемирная газетная ассоциация (WAN), Международная федерация журнальной прессы (FIPP), Международная ассоциация издательских и медиа-технологий (IFRA), Международная ассоциация по медийному маркетингу (INMA).
2. Проведен экспертный опрос российских и международных специалистов рынка печатных СМИ и смежных отраслей. Главным критерием отбора экспертов для участия в интервью были их опыт и квалификация в данной сфере деятельности, опыт аналитической работы, отраслевой статус. Среди российских экспертов были опрошены представители всех ключевых партнерских ассоциаций ГИПП - СБО, АРПП, НСРП, МПС, АКАР и других организаций, а также независимые эксперты-практики и представители исследовательских компаний.
3. Подготовлен обзор международных и российских тенденций развития печатных СМИ до 2020 года на основе мониторинга профильных отраслевых исследований, прогнозов и экспертных оценок.
4. Составлены рекомендации для медиаиндустрии по возможному развитию компаний с учетом меняющегося рынка.
Бизнес-модель издательского бизнеса постепенно меняется: от производства и продажи печатного продукта к производству контента и его распространению всеми возможными способами через разнообразные носители. Как адаптироваться к новым условиям, выстроить отношения с читателями, как найти баланс между печатными и онлайновыми продуктами - вот основные вопросы, которые сегодня волнуют издателей. Международные эксперты по-разному видят будущее печатных СМИ, но сходятся в следующих общих моментах:
1. Потребители контента будут больше диктовать свои требования и больше стремиться самостоятельно решать, какой из медийных каналов выбрать в то или иное время.
2. Бренд - основа издательского бизнеса и его самая главная ценность.
3. Изменятся источники и структура доходов издательского бизнеса.
4. Новые технологии - залог лидерства на рынке и возможность удовлетворить растущие запросы потребителей.
5. При всех переменах издатели не должны потерять души своего бизнеса - качественной журналистики, которая должна стать более гибкой к запросам читателей и новым технологиям.
6. Настоящий прорыв в следующем десятилетии совершат не компании, а люди - творческие и предприимчивые авантюристы, преобразующие мировую экономику: разработчики, конструкторы, маркетологи, продавцы, бизнес-аналитики, руководители проектов и другие профессионалы, разбросанные по всему миру, устанавливающие связи и начинающие работать из любой точки, чтобы создавать и развивать медиабизнес.
Глобальный обзор проводимых профессиональных исследований и прогноз развития индустрии и современных технологий на ближайшие годы, несомненно, будет полезен всем участникам индустрии, поможет правильно оценить перспективы бизнеса и даст дополнительный толчок активному развитию российской отрасли печатных СМИ в целом, считают авторы исследования.
Справка: ГИПП
Гильдия издателей периодической печати создана в сентябре 1998 года по инициативе ряда ведущих российских издателей. Основная задача ГИПП - создание благоприятных условий для развития издательского бизнеса в России и формирование сплоченного издательского сообщества. Экономическая и финансовая независимость издателей печатных СМИ рассматривается ГИПП как важнейшее условие свободы прессы в России. ГИПП представляет интересы печатных СМИ в отношениях с государственными федеральными и муниципальными структурами. В настоящее время в состав ГИПП входят более 370 компаний, в том числе более 250 - региональные. Издателями - членами ГИПП выпускается более 2000 наименований печатных СМИ, включая ведущие ежедневные и еженедельные газеты, потребительские, деловые, научные, развлекательные, отраслевые журналы. Общая доля по совокупному тиражу и по рекламе членов ГИПП на рынке печатных СМИ в России оценивается примерно в 80%. ГИПП поддерживает партнерские отношения с многочисленными отраслевыми объединениями и союзами, а также международными ассоциациями. ГИПП - сертифицированный член Всемирной газетной ассоциации (WAN) и сертифицированный член Международной федерации журнальной прессы (FIPP).
Исследование ГИПП: Тенденции и прогноз развития печатных СМИ до 2020 года (файл PDF).
Источник: Новости гуманитарных технологий