Книжный рынок в России стоит на грани выживания

 

В январе стоимость книг в российских магазинах поднялась в среднем на 10%. Объем продаж стремительно пошел вниз, поскольку многие покупатели в условиях финансового кризиса стали экономить на чтении. Владельцы книжных магазинов жалуются, что с 1 января возросли расходы на аренду, электричество и коммунальные услуги, издательства поднимают оптовые цены, а покупателей становится меньше. На грани банкротства оказались книжные магазины Петербурга и других крупных городов. В Москве в январе и начале февраля сетевые книжные магазины закрыли часть своих филиалов. Всего, по прогнозам экспертов, в этом году в России закроется треть книжных магазинов, а из издательств выживут те, которые вовремя смогут перейти на выпуск книг, пользующихся спросом в периоды потрясений.

Директора магазинов говорят о том, что к началу февраля на полках стал накапливаться нереализованный товар, а в кассе образовался дефицит денег. Коммерческий директор Московского дома книги Наталья Юмашева сказала "Новым Известиям", что "по сравнению с январем прошлого года магазин потерял 10% прибыли. Убытки будут расти и дальше, поскольку оптовая стоимость книг, начиная с нового года, поднялась тоже на 10%". Не легче выглядит ситуация в петербургской книжной сети "Буквоед". "В эти дни у нас значительно сократились продажи в сегменте деловой литературы, которая всегда дорого стоила, - посетовал корреспонденту "НИ" начальник отдела закупок Сергей Денисов. - Люди явно стали экономить. В остальных книжных жанрах также наблюдается перераспределение спроса: дорогим книгам читатели ищут дешевую замену. А книжный магазин, как вы понимаете, от такой читательской экономии теряет в доходах".

Особенно драматичной эта ситуация кажется на фоне благополучных 2000-2008 годов. На прошлой неделе специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) опубликовали исследование, согласно которому в 2009 году в России закроется 30-45% книжных магазинов и торговых палаток. "В 2009 году целый ряд книготорговых предприятий обанкротится, а рынок литературы значительно сократится", - пояснил "НИ" директор ИГСО Борис Кагарлицкий. При этом положение книготорговых компаний не станет лучше даже в том случае, если аренда для магазинов снизится на 30%. Наибольшие же потери понесут те, кто займет консервативную позицию, то есть будут просто "ждать у моря погоды".

"В период дефолта 1998 года многие магазины оказались на грани банкротства, - говорит в интервью "НИ" специалист отдела маркетинга магазина "Москва" Мария Ненахова. - Но тогда издатели и книготорговцы достаточно быстро объединились и перестали компенсировать убытки за счет партнеров, что и помогло им выжить. Как будет в этот раз, сказать трудно. Но все-таки я надеюсь, что книжная отрасль не окажется в плохом положении: книги ведь дешевле, чем боулинг или поездка на курорт".

"Книгоиздатели пытаются компенсировать свои расходы на подорожавшую бумагу, краску, электроэнергию и так далее, - объясняет возросшие аппетиты оптовиков Сергей Денисов. - Из-за этого ассортимент книг в ближайшие месяцы заметно сократится, а потребитель будет видеть в магазинах только наиболее перспективные с точки зрения продаж проекты".

Как прогнозируют специалисты ИГСО, целое поколение писателей может оказаться не у дел. В значительной мере упадет интерес к легкой, гламурной литературе, поскольку слишком сильно изменятся социальные условия. "Спрос на беллетристику снизится, - прогнозирует социолог Анна Очкина. - Станет ли публика чаще читать серьезную литературу? Я убеждена, что станет, поскольку классика и публицистические произведения по природе своей становятся актуальными именно в неблагополучные времена. Например, я выяснила, что уже сейчас хорошим спросом в магазинах пользуются произведения Трифонова и других шестидесятников, о которых еще полгода назад никто не вспоминал. Мало того, возрастет внимание к радикальным философским и политическим произведениям".

Пока поставленные на грань выживания продавцы книг пытаются выжить, посредники между ними - крупнейшие российские издательства сохраняют олимпийское спокойствие и участвовать в процессе кардинального передела рынка не готовы. "Не нагнетайте ситуацию, - просит Олег Савич, управляющий издательствами Издательской группы АСТ. - Не знаю, как другие, но мы не планируем сокращать выпуск книг. Авторы продолжают писать, мы продолжаем издавать. И если завтра в руки редакторов попадет блестящий текст неизвестного писателя - мы его выпустим и будем продвигать на рынке. Я очень сомневаюсь, что книжные магазины опустеют, поскольку в трудные времена люди обращаются к вечным ценностям, к числу которых относится чтение".

"Вкус публики не изменится, - вторит ему главный редактор издательства "Амфора" Вадим Назаров. - Нельзя говорить о том, что, столкнувшись с серьезными проблемами, читатели перейдут на более серьезное чтение. Читатели массовой литературы просто откажутся от покупки книг на время кризиса. В период дефолта 1998 года повышенным спросом пользовалась фантастика и сентиментальный роман. Тогда люди искали и находили в книгах лекарство от жестокой реальности. И я думаю, что на этот раз будет точно так же".

Мария Ишкова, директор по общественным отношениям издательства "Эксмо", тоже уверена, что "резкого передела интересов на книжном рынке не произойдет". "Часть людей кинется в массовую литературу, но кто-то будет использовать нечаянно образовавшееся свободное время для того, чтобы нарастить свой интеллектуальный и профессиональный потенциал и, следовательно, обратится к литературе классической и профессиональной, - считает представитель издателя. - При этом спрос будет смещаться с дорого выполненных книг на дешевые. Поэтому уже через полгода в магазинах станет куда больше "карманных" изданий и меньше дорогих".

Пока книжные магазины бьют тревогу, а издательства пытаются сделать хорошую мину в сложной экономической ситуации, эксперты (в частности, сотрудники института, возглавляемого Борисом Кагарлицким) проанализировали, как развивалось искусство в годы прежних социальных и экономических кризисов, и обнаружили массу интересных закономерностей. Например, когда мировая экономика в 1968-1973 годах переживала системный кризис, в музыке появились новые радикальные субкультуры, возник панк-рок, стал активно развиваться гитарный рок. В те же годы произошли изменения и в кинематографе. В фильмах 1970-х годов происходит переход от развлекательной и мелодраматичной тематики к глубоким социальным сюжетам. Эти сюжеты подчеркивали остроту общественных противоречий. Аналогичные процессы происходили и в литературе. Системные экономические кризисы 1978 и 1982 годов привели к появлению киберпанка. Кроме того, наступила новая волна фэнтези.

Как бы то ни было, кризис - уже в который раз за последние десятилетия! - покажет, к какому слову мы тянемся в трудные времена. И тянемся ли вообще.

Изменятся ли вкусы читателей в связи с кризисом?

Татьяна ПОЛЯКОВА, писатель:

- Не очень верится, что вдруг, в связи с кризисом, человек примется читать классику. Из опыта знаю, что бум именно развлекательной литературы приходится на не очень веселые времена. Достаточно сказать, что как раз на лихие девяностые пришелся бум детективной литературы у нас в стране. Мне кажется, что, несмотря на кризис, люди будут следовать своим пристрастиям. И естественно, если будет возможность что-то купить - будут покупать то, что им нравится. Искренне интересоваться искусством можно тогда, когда ты поел хотя бы раз в день. Поэтому, если людям придется экономить на всем - значит, и на литературе тоже придется. Но для тех, кто привык читать, проще остаться без хлеба, чем без книжки.

Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:

- До сих пор ни один прогноз маркетологов не был оправдан, поэтому нет оснований полагать, что оправдается и этот. По-моему, это вообще чушь собачья, я просто не знаю, на чем они основываются. Естественно, книжные продажи будут падать, но ассортимента падений сегодня никто не предскажет. Что касается меня, если говорить о том, как на мне отзывается кризис, то любой ответ будет ложью, потому что требуется внимательное исследование рынка.

Источник: Новые известия