На фоне общего кризиса в прессе неожиданно выиграли телегиды. Их прибыль в январе выросла

 

Телегиды, по словам исполнительного директора Центра дистрибуции прессы Нелли Гусаковой, оказались единственными среди еженедельных изданий, продажи которых в рознице в декабре 2008 г. - январе 2009 г. выросли. По словам Гусаковой, лидеры роста - "Антенна-телесемь", "7 дней" и "Теленеделя" в указанный период увеличили месячные продажи примерно на 15% по сравнению с осенью. Другие распространители, опрошенные "Ведомостями", подтвердили рост, но оценивают его скромнее - в 10%. Из-за общего снижения доходов люди стали покупать телегиды, цена которых не превышает 30 руб., взамен более дорогих глянцевых изданий, говорят издатели.

Выгодное дело

В 2008 г., по данным аналитического центра "Видео интернешнл" (ВИ), российские телегиды (всего девять изданий) заработали на рекламе 2,7 млрд руб. ($109 млн по среднегодовому курсу). Шкулев уверен, что телегиды заработали вдвое больше, поскольку ВИ не учитывает часть региональных изданий. В среднем телегиды получали на рекламе 65% выручки, говорят их издатели. Получается, оборот этого рынка составил в 2008 г. от 4,2 млрд до 8,3 млрд руб. ($171-338 млн) в зависимости от оценки рекламных доходов.

"Антенна-телесемь", "7 дней" и "Теленеделя", согласно осеннему замеру TNS Gallup, имеют самую большую аудиторию среди российских СМИ (10,9 млн, 3,67 млн и 3,8 млн читателей одного номера соответственно). По словам гендиректора ООО "Теленеделя" Михаила Земтина, на три названных еженедельника приходится больше половины рекламных доходов всех телегидов в стране.

Издатели не замедлили воспользоваться спросом на телегиды: они не только увеличили их тиражи, но и подняли цены. Отпускная цена на "Антенну" выросла с начала ноября на 20%, на "7 дней" - на 60%, говорят издатель "Антенны" Резеда Зиганшина и главный редактор "7 дней" Вера Орлова. Вместе с ростом тиража "Антенны" в декабре - январе (+15%) это в январе дало ей 20% роста выручки от продаж (по сравнению с январем 2008 г.). По словам Земтина, за декабрь - январь тираж "Теленедели" увеличился на 10%, а отпускные цены с января 2008 г. - на те же 35%, что дало 40% роста выручки.

Но реклама всегда приносила телегидам больше, чем продажа тиража: в 2008 г. на нее приходилось 62% общей выручки "Антенны", 70% - "7 дней", 60% - "Теленедели" (везде данные компаний). В этом январе доля рекламы в выручке "Антенны" снизилась до 50%, а у "Теленедели" - до 25% (в издательстве "7 дней" данные не предоставили).

Общий доход "Антенны" в прошлом месяце снизился на 10%, говорит Зиганшина. А вот у "Теленедели" доходы все же немного выросли, утверждает Земтин, но цифру не называет. В издательстве "7 дней" не стали комментировать этот вопрос.

Благодаря кризису у "Антенны" растет рентабельность, говорит Виктор Шкулев, президент Hachette Filipacchi Shkulev (совладелец телегида). Дело в том, что "Антенна" снизила себестоимость. Самая большая статья расходов телегидов - печать. "Антенна" в прошлом году тратила на нее до 50% бюджета, "Теленеделя" и "7 дней" - до 70% (данные компаний). Когда стали сокращаться объемы рекламы, телегиды начали уменьшать количество полос: "Антенна" "похудела" на 25%, "Теленеделя" - на 16%. Также "Антенна" сэкономит на бумаге, рассказывает Шкулев: региональные выпуски телегида (приносят до 80% выручки) печатаются на российской газетной бумаге, которая с декабря подешевела на 5-7%. В итоге рентабельность "Антенны", по словам Шкулева, в январе выросла на 4-5 процентных пунктов по сравнению с началом прошлого года. Прибыль издания в абсолютных цифрах тоже выросла, насколько, Шкулев сообщить отказался.

У "Теленедели" расходы на полиграфию снизились на четверть и рентабельность тоже выросла, говорит Земтин, но не уточняет насколько.

Возможные кризисные выгоды у "7 дней" скорее всего съела девальвация. Журнал печатается на импортной бумаге, которая, по словам исполнительного директора ИД "7 дней" Игоря Свирина, из-за укрепления евро сильно подорожала.

Источник: Ведомости