Россияне все меньше хотят подписываться

 

Ситуация на рынке печатных изданий продолжает ухудшаться. Впервые за последние два года упали подписные тиражи по линии "Почты России", а розничные продажи газет и журналов снизились на 30%.

По прогнозам АРПП, в текущем году доходы российских издательств снизятся по сравнению с 2008 годом, когда они составили 1,7 млрд долларов, на 41% - до 1,06 млрд. "Сегодня приходится говорить о выживании отрасли в целом, а не только отдельных ее составляющих", - заявил президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Дмитрий Мартынов.

Рост цен на печатную продукцию с начала этого года составил 5-140%, подсчитали в АРПП. По оценкам директора по распространению и маркетингу издательского дома "Креатив Медиа" (выпускает журналы "Личный бюджет", "Женские секреты", "Интервью", "Похудей!") Алексея Кобзева, в среднем по рынку оптовик делает наценку на печатное издание около 20%, а розничное звено еще 70-75%. Итого - почти 100%.

В то же время снижение доходов потребителей привело к сокращению объемов розничных продаж газет и журналов. Объемы розничных продаж печатных изданий начали падать с октября прошлого года и к его концу снизились на 40%. "С конца 2008 года по январь этого года обороты продаж в ряде сетей некоторых регионов, включая Москву и область, упали по газетам на 10-15%, по журналам - 20-30%, - рассказал Мартынов. - А поступления от рекламно-маркетинговых услуг со стороны издателей снизились на 30-40%".

По словам Мартынова, кризис не обошел стороной и подписку. Впервые за последние два года упали подписные тиражи по линии "Почты России". Это произошло, несмотря на решение правительства РФ о замораживании в этом году подписных тарифов на уровне прошлого года, а также дотаций ведомству для поддержки института подписки в размере 4,7 млрд рублей в течение 2008-2009 годов. В ФГУП "Почта России" не смогли оперативно прокомментировать, насколько снизились заказы на подписку.

"Подписка по почтовым каталогом год от года сокращается, - отмечает BFM.ru Алексей Кобзев. - Но в последние года два в этом сегменте наблюдался рост около 2%. По подписке, которую осуществляет сам издатель, большого падения не произошло". Впрочем, он напоминает, что подписка на первое полугодие (начинается в сентябре - BFM.ru) по количеству заказов традиционно выше на 15-20%: "В этом году такого роста не произошло, однако, более показательным будет по количеству заказов на подписку второе полугодие".

"Снижение объемов подписки будет происходить как на фоне сокращения количества печатных СМИ в целом, так и в результате некоторого снижения спроса. В целом можно, наверное, говорить о 15-30-процентном снижении розничных продаж и подписки", - резюмирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.

Эксперты также напоминают, что снижение доходов от продаж печатных изданий происходит на фоне падения прибылей от рекламы и постоянного роста цен на печатные процессы.

Так, по данным аналитического центра "Видео Интернешнл", в декабре 2008 года совокупные рекламные сборы свыше 700 столичных и федеральных изданий не выросли, а остались на уровне аналогичного периода 2007 года. В декабре 2008 года по сравнению с тем же месяцем 2007 года рекламные доходы российских изданий уже снизились на 4,5% - до 4,5 млрд рублей. По итогам января этого года падение рекламных сборов в печатной прессе по сравнению с январем 2008 года составит около 20%, оценивал в интервью BFM.ru вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Евгений Абов.

Прежде у издательских домов 70% доходов приходилось рекламу, а 30% - на продажи, сейчас это соотношение будет меняться. Например, подобное распределение было у ИД "КоммерсантЪ", а у Издательского Дома Родионова - 87% на 13%. "Падение доходов от рекламы в печатных изданиях составило около 50%, - говорит Кобзев. - Себестоимость печати растет, в частности из-за увеличения цен на бумагу (она покупается в евро, который существенно вырос по отношению к рублю). Затраты на печать выросли".

Ситуация на рынке только ухудшается, констатирует Мартынов. Кризис уже сказался на доходах крупнейших медиакомпаний: по итогам 2008 года их показатели оказались ниже запланированных. Помимо этого, в ближайшее время как минимум три из десяти крупнейших российских медиакомпаний могут исчезнуть, прогнозировал не так давно гендиректор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев.

Источник: BFM.ru