Торговля газетами в магазинах может стать убыточной

 

Сетевые магазины увеличили вдвое, до полугода, отсрочку по платежам за прессу, утверждают дистрибуторы. Центр дистрибуции прессы, крупнейший московский поставщик журналов и газет в супермаркеты, подсчитал, что за сентябрь-ноябрь ритейлеры не заплатили ему, а он - издателям, $2,2 млн. (почти ежемесячная выручка компании). С учетом того, что издатели сокращают расходы на продвижение продукции, распространение прессы в магазинах может стать убыточным.

Центр дистрибуции прессы (ЦДП), входящий в группу компаний "Логос", не перечислил деньги за проданную в московских супермаркетах продукцию многим издателям, рассказали несколько директоров по распространению крупных издательских домов. "У нас есть проблемы из-за ряда сетей, в том числе "Вестера", "Мосмарта", "Самохвала", которые продлили нам отсрочку платежей за проданный товар",- признала исполнительный директор ЦДП Наиля Гусакова. Многие сети потребовали дополнительной отсрочки платежей еще на 90 дней, хотя дистрибуторы уже работают с ними с 60-90-дневной отсрочкой, рассказал председатель совета директоров ГК "Кардос" (владеет дистрибутором "Спорт-принт") Александр Костюченко.

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), по товарообороту прессы в Москве супермаркеты занимают 22%. Ежемесячный товарооборот прессы в московских супермаркетах Владимир Каспаров из "Экспресс медиа" оценивает в 300 млн руб. "Доход дистрибуторов в товарообороте составляет 30-33%", - подсчитывает он. ЦДП, работающий в сетях "Самохвал", "Мосмарт", "Вестер", 70 магазинах "Перекресток", "Ашан" и других, по оценкам участников рынка занимает 63% рынка продаж прессы в Москве. "Ежемесячная выручка компании не превышает 50-60 млн. руб., а поэтому $2 млн за два месяца - существенная для нее сумма",- подсчитывает топ-менеджер крупной дистрибуторской компании.

По словам Наили Гусаковой, ЦДП ведет переговоры с издателями, предоставляя, например, маркетинговые услуги в счет погашения долга. Так называемые платежи за маркетинг (реклама, выкладка) изданий в ритейловых сетях дают основной доход дистрибуторам прессы в супермаркетах, констатирует председатель правления АРПП Александр Оськин.

Дистрибуторская наценка не превышает 30-33%, утверждает председатель совета директоров компании "Экспресс медиа" Владимир Каспаров. Она покрывает часть расходов дистрибутора, прежде всего на экспедицию и отгрузку товара, констатирует господин Оськин.

Доходы распространителей (рентабельность этого бизнеса не превышает 6%) формируются в среднем на 50% за счет издательских платежей за маркетинг: так, стоимость приоритетной выкладки в сетях варьируется от $20 до $60 за место в одном магазине.

Президент издательского дома "Семь дней" Дмитрий Бирюков отмечает, что если дистрибуторы будут и дальше требовать отсрочки платежей больше чем на три месяца, "мы вряд ли будем с ними работать". Александр Оськин из АРПП предупреждает: "Если вопрос с полугодовой отсрочкой не будет решен, система распространения в супермаркетах может рухнуть". "Эту проблему издатели, дистрибуторы и сети должны решать совместно",- считает господин Бирюков.

Источник: Торговая газета