Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подвела итоги прошлого года для отечественного рынка рекламы. Результаты неутешительны: рост доходов оказался самым низким за последние восемь лет, а по двум направлениям вообще зафиксировано падение. Специалисты уверены, что в текущем году негативные тенденции только усилятся.
Российские рекламные агентства в прошлом году заработали 267 млрд рублей, тогда как в 2007 году они получили 228,5 млрд рублей. Объем рынка вырос на 18%, но в начале прошлого года прогнозировалось увеличение на 22,6% - до 269 млрд. Тогда эта цифра казалась реальной, ведь последние годы были удачными.
В 2001-2002 годах, по данным АКАР, рынок ежегодно рос на 60%, восстанавливаясь после кризиса 1998 года. В 2003-2007 годах темпы роста снизились до стабильных 24-28%. Теперь компании потеряли 2,5 млрд рублей, и это еще не предел.
Самые большие проблемы - с рекламой на радио. Ассоциация предполагала, что этот сегмент вырастет на 20,3%, но итоги года впервые показали падение на 6% (до 14 млрд рублей).
"Рекламодатели сосредоточились на других сегментах, больше всего ушло телевидению", - сказал корреспонденту "Газеты" первый вице-президент АКАР Владимир Филлипов. По его мнению, эта тенденция только усилится. Он сообщил, что прибыль рекламных печатных СМИ также снизилась с 16,9 млрд до 16,7 млрд рублей: заказчики мигрируют в интернет. Этот сегмент не набрал прогнозируемых 46%, но вырос больше всех - на 43% (7 млрд рублей). Исследование не учитывает контекстную рекламу, иначе результат был бы показательнее.
Рынок рекламы в печатных СМИ вырос на 11% (прогнозировались 16,7%), составив 57,6 млрд рублей. Доход газет повысился на 18% (13,7 млрд), а журналов - на 16% (27,2 млрд). Реклама на телевидении принесла на 22% прибыли больше, чем в прошлом году, и составила 137,6 млрд рублей. На 36% вырос за год объем наружной рекламы.
Отметим, что АКАР в этот раз не дала конкретных прогнозов. "Прошлый год закончился все еще с ростом, ведь ключевые рекламодатели не снимали бюджеты, - объяснил корреспонденту "Газеты" Филлипов. - А вот что будет происходить в этом году, уже вопрос. На рынке сейчас неопределенное состояние". По его словам, рекламодатели начинают переходить от обычных годовых заказов к поквартальным.
Но главные изменения еще впереди. "Скорее всего, у топ-50 самых прибыльных рекламодателей будет происходить консолидация бюджета. Они откажутся от всего лишнего и сосредоточатся на мейнстримовых СМИ, в первую очередь ТВ, - предупредил Филлипов. - Кроме того, они вряд ли обойдутся без интернета: этот сегмент растет активнее всех".
Остальные заказчики, по его мнению, будут экономить бюджеты и сосредоточатся на каких-то конкретных площадках: "Это специализированная пресса, промоакции, когда работаешь с необходимой аудиторией".
Источник: Газета