Об этом свидетельствуют
выступления ряда ведущих представителей отрасли и журналистского сообщества на
различных форумах. Яркий пример - собрание актива Комитета по СМИ и
телекоммуникациям Москвы. С новой остротой поднимается тема налогового
регулирования отрасли, в частности вопрос о ставках НДС и таможенных пошлинах.
С разных сторон звучат аргументы в пользу законодательного закрепления особого
социального статуса продукции СМИ и необходимости вернуться к мерам широкой
господдержки выпуска, производства и распространения: 0% ставке НДС и т.д. Видимо,
пришло время всерьез вернуться к этим проблемам.
Выскажу сугубо личное мнение:
алгоритм государственной налоговой политики за последние 10 лет показывает, что
ожидать радикальных льгот и налоговых исключений на постоянной основе вряд ли перспективное
дело. В конечном счете, СМИ это тоже бизнес. Агрегирования норм налогового
законодательства по отдельным видам деятельсти в России не прослеживается, а
тем более дифференциация ставок налогооблажения внутри одной товарной группы,
как это существует в странвх ЕС. В качестве примера могу сказать, что льготная
10% ставка НДС на лекарства и медпрепараты была в последний момент
«пристегнута» к нашему закону по НДС для СМИ и книг в октябре 2001 года.
Некоторый повод для сдержанного
оптимиза может дать лишь проявление разумного подхода ветвей власти к проблеме
налогового администрирования, в частности по НДС.
Злободневность ставок НДС мне
более чем понятна. Это фактически налог на потребителя. Моя позиция по этому вопросу
с 2001 года не изменилась: сквозная льготная ставка (от печатной машины до
киоска и почтового отделения) должна быть законодательно закреплена, но у меня,
как у директора медиаструктуры возникает не менее существенный в сегодняшней
ситуации вопрос: о ставке в 24% налога на прибыль. Я не помню, чтобы об этом
кто-либо говорил в последнее время, хотя это напрямую связано с возможностями
компаний вкладывать средства в развитие. Или это уже неактуально? Считаю, что
эффективная ставка данного налога для СМИ должна составлять не более 50% от существующей.
Одной из самых свежих законодательных инициатив, призванных регулировать отечественное медиапространство, является проект закона «Об основах экономических отношений в сфере массовой информации», представленный в рамках предложений Союза журналистов России по развитию законодательства о СМИ. Не вдаваясь в подробный правоведческий анализ представленного проекта, а воспринимая его как участник медиарынка, могу сказать, что тема закрепления норм экономических отношений в СМИ, безусловно, актуальна, но считаю, что ряд норм данного проекта, относящиеся регулированию деятельности печатных СМИ носят избыточно жесткий, если не сказать «репрессивный» характер. В случае принятия закона в имеющейся версии и в сегодняшней экономической ситуации осмелюсь предположить, что большинство отечественных СМИ просто не переживут переходный период. Правда, выступая на конференции, автор законопроекта уважаемый Михаил Александрович Федотов сказал, что текст был подготовлен еще в 2000 году.
Надеюсь, что эта оговорка автора
дает нам основание считать текст законопроекта «белым листом», в который
отрасль будет иметь возможность вписать все самые востребованные жизнью
законодательные положения.
Мне представляется, что закон «Об основах экономических отношений в сфере
массовой информации», мог бы стать аналогом прошлого рамочного закона «О
мерах господдержки СМИ и книгоиздания в РФ», включив в себя в том числе и ряд
законодательных инициатив по экономическому и налоговому регулированию
деятельности отрасли в кризисных условиях, возможно на период 3-5 лет.
Абсолютно убежден в том, что все законодательные инициативы должны рассматриваться как общее дело всех участников отрасли электронных и печатных СМИ и книгоиздания в тесном сотрудничестве с государственными структурами.