Выступление на VI Отчетно-выборной конференции АРПП. Клоков Сергей Иванович

С.И.Клоков Член экспертного совета издателей при АРПП, Генеральный директор Издательства «Планета ЗДОРОВЬЯ» Существующая экономическая ситуация на рынке печатных СМИ мотивирует его участников на активные действия в различных направлениях, в том числе в области законодательных инициатив.

Об этом свидетельствуют выступления ряда ведущих представителей отрасли и журналистского сообщества на различных форумах. Яркий пример - собрание актива Комитета по СМИ и телекоммуникациям Москвы. С новой остротой поднимается тема налогового регулирования отрасли, в частности вопрос о ставках НДС и таможенных пошлинах. С разных сторон звучат аргументы в пользу законодательного закрепления особого социального статуса продукции СМИ и необходимости вернуться к мерам широкой господдержки выпуска, производства и распространения: 0% ставке НДС и т.д. Видимо, пришло время всерьез вернуться к этим проблемам.

Выскажу сугубо личное мнение: алгоритм государственной налоговой политики за последние 10 лет показывает, что ожидать радикальных льгот и налоговых исключений на постоянной основе вряд ли перспективное дело. В конечном счете, СМИ это тоже бизнес. Агрегирования норм налогового законодательства по отдельным видам деятельсти в России не прослеживается, а тем более дифференциация ставок налогооблажения внутри одной товарной группы, как это существует в странвх ЕС. В качестве примера могу сказать, что льготная 10% ставка НДС на лекарства и медпрепараты была в последний момент «пристегнута» к нашему закону по НДС для СМИ и книг в октябре 2001 года.

Некоторый повод для сдержанного оптимиза может дать лишь проявление разумного подхода ветвей власти к проблеме налогового администрирования, в частности по НДС.

Злободневность ставок НДС мне более чем понятна. Это фактически налог на потребителя. Моя позиция по этому вопросу с 2001 года не изменилась: сквозная льготная ставка (от печатной машины до киоска и почтового отделения) должна быть законодательно закреплена, но у меня, как у директора медиаструктуры возникает не менее существенный в сегодняшней ситуации вопрос: о ставке в 24% налога на прибыль. Я не помню, чтобы об этом кто-либо говорил в последнее время, хотя это напрямую связано с возможностями компаний вкладывать средства в развитие. Или это уже неактуально? Считаю, что эффективная ставка данного налога для СМИ должна составлять не более 50% от существующей.

Одной из самых свежих законодательных инициатив, призванных регулировать отечественное медиапространство, является проект закона «Об основах экономических отношений в сфере массовой информации», представленный в рамках предложений Союза журналистов России по развитию законодательства о СМИ. Не вдаваясь в подробный правоведческий анализ представленного проекта, а воспринимая его как участник медиарынка, могу сказать, что тема закрепления норм экономических отношений в СМИ, безусловно, актуальна, но считаю, что ряд норм данного проекта, относящиеся регулированию деятельности печатных СМИ носят избыточно жесткий, если не сказать «репрессивный» характер. В случае принятия закона в имеющейся версии и в сегодняшней экономической ситуации осмелюсь предположить, что большинство отечественных СМИ просто не переживут переходный период. Правда, выступая на конференции, автор законопроекта уважаемый Михаил Александрович Федотов сказал, что текст был подготовлен еще в 2000 году.

Надеюсь, что эта оговорка автора дает нам основание считать текст законопроекта «белым листом», в который отрасль будет иметь возможность вписать все самые востребованные жизнью законодательные положения.

Мне представляется, что закон «Об основах экономических отношений в сфере массовой информации», мог бы стать аналогом прошлого рамочного закона «О мерах господдержки СМИ и книгоиздания в РФ», включив в себя в том числе и ряд законодательных инициатив по экономическому и налоговому регулированию деятельности отрасли в кризисных условиях, возможно на период 3-5 лет.

Абсолютно убежден в том, что все законодательные инициативы должны рассматриваться как общее дело всех участников отрасли электронных и печатных СМИ и книгоиздания в тесном сотрудничестве с государственными структурами.