Пережить весну - такой мотив звучит во множестве публикаций совершенно различных СМИ. Однако никакой убедительной логики за большинством таких высказываний не стоит, а аналитики банков и инвесткомпаний странным образом обходят март-апрель своим вниманием. Эксперты пока прогнозируют более общие показатели, такие как, например, суммарное снижение ВВП различных стран по итогам 2009 года. Но не более того - по месяцам никто, кроме прессы, почему-то не дает четких прогнозов. Однако и этому "весеннему феномену" есть довольно простое объяснение.
Всем известно, что на конец февраля - начало марта каждого года приходится пик отчетности крупных инвестбанков, по которой инвесторы индикативно оценивают общую ситуацию в мировых финансах. В этот раз она, увы, окажется более чем печальной, однако данный факт уже заранее всем известен, и вряд ли кто-либо чему-то сильно удивится.
Все в
пролете
Уже сегодня аналитики берутся довольно точно предсказать, какие результаты продемонстрируют "киты" мировых финансов. Например, Citigroup по итогам IV квартала 2008 года скорее всего покажет операционный убыток в размере более $10 млрд. За тот же промежуток времени потери Bank of America оцениваются в $3,6 млрд, Credit Suisse уже потерял $1 млрд (III квартал 2008 года), а проблемных активов у этого банка еще примерно на $5 млрд.
Не лучше дело обстоит и в "реальной" экономике. Год начался с печального отчета Alcoa: крупнейший в мире алюминиевый концерн зафиксировал в IV квартале 2008 года чистые убытки в размере $1,19 млрд. Sony Corp сообщила, что впервые за 14 лет компания может понести операционные убытки в размере около 100 млрд иен ($1,1 млрд) по итогам 2008/09 финансового года (в Японии он заканчивается 31 марта), а Toyota, которая за 70 лет никогда не была в минусе, впервые заявила о такой возможности.
American International Group срочно распродает свои активы, дабы покрыть убытки, Ford и GM лихорадочно ищут покупателей соответственно на Volvo и Saab. Citigroup занимается тем же - на продажу выставлено брокерское подразделение группы.
Наблюдая такую картину, рейтинговые агентства начали снижать оценки надежности различных эмитентов, в первую очередь банков. Под занавес 2008 года 12 крупнейших мировых финансовых институтов серьезно потеряли в привлекательности, их рейтинги были понижены на одну-две ступени. В этом списке вся элита мирового бэнкинга - Bank of America, Barclays, Credit Suisse, J.P. Morgan Chase, Royal Bank of Scotland, Wells Fargo, Citigroup, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Morgan Stanley, UBS и HSBC Holdings. Впрочем, последнему эксперты S&P сохранили рейтинг АА-, просто поменяв прогноз на "негативный".
Негативные прогнозы усиливаются и в отношении Америки как суверенного эмитента. Так, за 2008 год оценки вероятности государственного дефолта США повысились с 1 до 6%. Конечно, пока что цифры не критичные, но такой рост пессимизма заставляет крепко задуматься...
Однако все упомянутые факты уже известны, а новые отчеты корпораций вряд ли кардинально прибавят пессимизма в текущий негативный фон. Единственное, о чем встревоженно (но пока вполголоса) говорят аналитики, - это возможность начала гиперинфляции в США. Кто читал Ремарка помнит, что это такое - банкноты с шестью-девятью нулями, зарплата два раза в день, чтобы успеть ее потратить, и так далее. Печатный станок в Америке работает круглые сутки на предельной мощности, так что вероятность этого есть, и она немаленькая. Но пока что финансовая система Штатов еще не трещит по швам, так что говорить об этом в перспективе двух-трех месяцев более чем преждевременно.
Без бюджетов
Между тем в мире есть одна индустрия, по которой кризис ударил, наверное, сильнее всего. Это пресса - печатные СМИ всего мира остались без рекламных бюджетов, и именно они по большей части и являются разносчиком слухов о "весеннем обострении".
В мировой прессе более чем неспокойно. Между The New York Times (за 2008 год потеряла более 70% своей капитализации) и Wall Street Journal разгорелась самая настоящая война за рекламодателей, общественно-политическая газета вторглась в сферу деятельности биржевого СМИ. Владельцы самого холдинга New York Times Company вынуждены были заложить здание газеты в самом центре Нью-Йорка, а журналисты принялись писать о том, что конец близок.
Если рассмотреть ту же ситуацию на примере России, то станет даже более понятно, откуда взялись конец февраля и март. В декабре большинство рекламодателей не переподписали контракты со СМИ, исключением здесь является только федеральная пресса ("Известия", "Коммерсантъ", "Российская газета", "Комсомольская правда"). Эти издания, конечно, тоже пострадали от общего падения рекламных бюджетов, однако потери финансирования в районе 15-25% они способны практически безболезненно пережить. По большей части практически всех крупных рекламодателей, и в особенности госконтракты, им удалось сохранить, поэтому со стороны данных СМИ и нет потока "похоронных" прогнозов на начало весны.
В противоположность этому пресса "второго эшелона" сегодня осталась практически "голой". И как раз сейчас там идет лихорадочный поиск рекламодателей с дедлайном именно в начале весны - если до этого времени финансирование не удастся привлечь, эти издания придется закрыть.
Если рассматривать типичный портрет "кризисного" рекламодателя из сферы финансов, то это либо крупный банк, которому требуется имиджевая реклама в серьезном солидном СМИ, либо небольшой участник рынка, задача которого - собрать побольше депозитов населения. Но и в этом случае малотиражные и не особо читаемые газеты, и в особенности журналы, им тоже не нужны, поэтому можно прогнозировать смерть множества таких изданий.
Описываемая выше ситуация в данный момент складывается в нескольких столичных издательских домах. Сейчас в одном из них рассматривается перевод всех проектов на режим "удаленной работы", то есть с выводом всего персонала за штат на мизерные гонорары. Критическим периодом времени является как раз март - до этого времени должно быть принято соответствующее решение.
Но пока потенциальные банкроты еще издаются, с их страниц идет мощный поток дезинформации, по времени привязанной именно к датам их закрытия. И по мере приближения развязки от них можно ожидать все более негативных оценок экономического положения как в мире, так и в России. Хотя на самом деле время откровенно черного пессимизма еще не настало.
Живы будем
Даже при наличии угрозы бюджетного дефицита (впервые за 10 лет!) правительство намерено продолжать реализацию программ помощи отечественной финансовой системе и экономике в целом. Трансферты регионам, Пенсионному фонду, госгарантии, поддержка ликвидности в банковском секторе - все это остается в силе. Правда, Минфин уже провел "негласное" секвестирование расходов на 500-600 млн рублей, но в основном были урезаны так называемые инвестиционные статьи. Причем скорее всего "сэкономленные" таким образом средства все равно будут потрачены как раз на вышеозначенные государственные программы - г-н Кудрин просто заготовил некий резерв.
Еще одним антикризисным источником средств является Резервный фонд, который, собственно, для этого и был создан - в случае необходимости в распоряжении властей есть еще 3,6 трлн рублей. А это уже очень неплохой запас прочности (расходы госбюджета на 2009 год запланированы на уровне 9 трлн руб.).
При средней цене нефти в 2009 году на уровне $50 за баррель экономика России даже прибавит, хотя и самую малость - ВВП вырастет на 2,4%, инвестиции в основной капитал - на 1,4%. Однако при этом предполагается, что промышленное производство сократится на 3,2%, а это уже более серьезное явление, чем просто недополученные нефтедоллары. Причем пока не понятно, как с этим бороться...
Утешает одно - подобная картина наблюдается по всему миру, причем Россия может продемонстрировать далеко не худший вариант. В том числе и в финансовом секторе. Например, англичанам на поддержку только трех банков - Barclays, Royal Bank of Scotland и Lloyds TSB - и только в 2009 году потребуется не менее $100 млрд (65 млрд фунтов). А убытки второго по величине банка США - Bank of America - в 2008-2011 годах суммарно составят минимум $165 млрд. Это оценки аналитика Citigroup Кейта Хоровица, полить грязью конкурентов там всегда готовы. Между тем эксперты других финансовых институтов уверены, что по объему списаний Citigroup будет удерживать лидерство...
Скромные цифры прогнозов роста российского ВВП достаточно контрастно смотрятся рядом с оценками возможных "успехов" экономики США в 2009 году - падение ВВП от 1,6% (практически официальная версия) до 2,8% (версия Merrill Lynch). Согласно последнему опросу службы Harris, более половины жителей США ожидают ухудшения экономической ситуации в стране.
В экспортно-ориентированной экономике Еврозоны ситуация еще хуже - прогноз падения промышленного производства в 2009 году колеблется на уровне 5,8-6%. "Просевшие" рынки сбыта, прежде всего Америка (крупнейший торговый партнер ЕС), не дают континентальным компаниям поводов для оптимизма, особенно это касается немецких производителей автомобилей, дорогой бытовой техники и качественной мебели.
Мир потихоньку скатывается к пропасти - здесь с оценками журналистов сложно не согласиться. Но говорить о том, что эта пропасть разверзнется именно этой весной и что Россия упадет в нее особенно больно, нельзя, вся логика против этого. Страна, в которой вдоволь энергоресурсов, продовольствия и других ресурсов, просто по определению не может пострадать сильнее, чем, к примеру, Япония или Германия, которые во многом зависимы от импорта. Поводов для пессимизма более чем достаточно, однако к эмоциональным статьям в прессе стоит сегодня относиться более чем прохладно: во-первых, многие из них написаны уже потенциальными безработными журналистами, а во-вторых, не исключено, что часть из них оплачена откровенными недругами России.
Источник: Известия