Выступление на VI Отчетно-выборной конференции АРПП. Гаврилов Сергей Давидович.

С.Д. Гаврилов, генеральный директор АРПИ «Сибирь» Кризис в регионах Говоря о рынке печатных СМИ в регионах, я поддерживаю коллегу Кокарева, который упомянул проблему новых альтернативных агентств, которые ставят под удар сам институт подписки как таковой.

Хотелось бы подчеркнуть важность проведения семинаров АРПП. В рамках нашего последнего семинара в Турции я выступал с предложением создать некий список, «белый лист» тех агентств, которые имеют право входить на тендеры с федеральным участием, с муниципальным участием, - хотя бы в плане рекомендательного списка, чтобы те организации, которые устраивают тендеры, основывались не только на факторе цены, но и еще и их репутационной составляющей.

Готовя короткие тезисы о кризисе в регионе, я перебирал массу вариантов и, слушая выступления коллег, доклад Д.В. Мартынова, на удивление  не обнаружил отличий в регионах от того, что происходит в центре. Единственное - наступление осознания кризиса в регионах наступило позже, оно было отсрочено. Если в Москве и в Санкт-Петербурге люди в сентябре-октябре активно сокращали бюджеты, сокращали людей, принимали антикризисные действия, то регионы стали делать это только в ноябре-декабре, когда уже фактически наступило обострение кризиса. А в ряде регионов, как я заметил прямопропорционально расстоянию от Москвы, в январе арендодатели задавали новые ставки аренды в связи с кризисом… С удивлением приходилось объяснять, что по новым ценам работать никто не будет, и даже по старым платить не готовы.

Многие в регионах, опять же это связано с запозданием, оказались не готовы к кризису – у них не было программ сокращения издержек, не было программ оптимизации своих действий, даже такая очевидная для многих вещь, которую начали обсуждать еще с лета - изменение законодательства, до последнего оставалась надежда на что-то, когда уже все  было понятно, что ничего не изменится и мы ничего не отыграем, будет переход на основную  систему налогообложения. Так еще в декабре от региональных агентств звучали фразы: «Все еще вернут, отыграем». Но пришлось перейти на новую систему налогооблажения, к этому они были не готовы – не было, ни бухгалтерских штатов,  ни необходимого количества квалифицированных сотрудников, чтобы этим заниматься. В спешном порядке региональные агентства катастрофически поднимали цены

Причем рост цен составил примерно 10-20%, в ряде случаев - 30-40%, я даже знаю о случаях 50% роста. Как следствие, падение продаж в регионах произошло, несмотря на то, что мы ожидали стандартный сезонный рост для декабря. В регионах получили по собственной статистике в ноябре 10-15%, в  декабре 10% дополнительно и в январе еще 5%, несмотря на то что все ожидали эффект прошлого января, когда выход новых изданий ИД «Бурда» поддержал систему распространения в стандартный сезонный спад. Но в этом году даже он не смог компенсировать падение продаж. Рост цен у ряда издателей произошел еще и потому, что они были вынуждены привести в соответствие цену со своей себестоимостью, у них сократились рекламные доходы, и я знаю примеры (например, в Новосибирске), где ряд издателей поднял цены на 300%.

Произошло закрытие ряда региональных проектов федеральных издательств («Российская газета», «Индепендент Медиа»), наблюдались все те же самые тенденции кризиса неплатежей по супермаркетам, которые озвучили коллеги, они в регионах наступили ровно также как и в Москве, только с некоторой отсрочкой. В первую очередь, это коснулось федеральных сетей или сетей которые считались региональными лидерами (в случае Сибирского региона – «Алпи», «Холидей»). При этом мелкие местные сети растут и даже умудряются открывать новые магазины на освобождающихся площадях крупных регионалов.

Аналитики нашей компании предполагают сокращение продаж в сегменте супермаркетов именно потому, что мелкие местные операторы не в могут себе позволить спонсировать коллег из сетей. В.А. Чирятников в своем выступлении призвал оглядываться на партнеров, но, к сожалению, партнеры на нас не оглянулись, когда они влезли в долги и перестали платить нам по счетам. Некоторые компании просто отказались от поставок, несмотря на обороты, и мы ожидаем падение по итогам 2009 года до двух раз именно в этом сегменте. Пока никто не задумывается, что делать, когда эффект от первых патворков закончится, и падение продаж станет очевидным. Все ожидают, что кризис закончится, кто-то его переживет лучше, кто-то хуже. В этом году произойдет явное перераспределение рынка в регионах. В чью пользу и как конкретно - мы узнаем позже.