Мировой финансовый кризис, возможно, не лучшее время для размышлений об активизации "продвижения" образа России за рубежом. Хотя бы потому, что подобная деятельности априори затратна.
Но мы попробуем. Тем более, что именно сейчас у России, в условиях, когда большинство стран постсоветского пространства проваливается под грузом экономических невзгод, есть исторический шанс вновь консолидировать вокруг Москвы общественные и политические элиты государств СНГ и Прибалтики. Но для этого необходимы внешнеполитические инструменты, и в первую очередь информационного свойства.
Средства массовой информации, с помощью которых возможно "транслировать" образ России на сопредельные территории, условно можно разделить на четыре группы: телевидение, радио, Интернет и печатные издания. Посмотрим, как обстоят дела сейчас в каждой из этой сфер.
Russia Today, российский аналог CNN делает только первые шаги на пути завоевания мирового информационного пространства. Хотя и не безуспешные. Вместе с тем следует признать, что пока еще рано говорить о формировании отечественной школы телевизионного иновещания.
С радио все гораздо любопытнее. В этой сфере у нашей страны накоплены богатые традиции. СССР фактически был первопроходцем в этой области, сначала создав "Радио Коминтерна", которое затем называлось "Московским радио", а в наши дни "Голосом России". И следует признать, что, несмотря на все сложности постперестроечного этапа, обитателям дома на Пятницкой, а именно там располагается редакция "Голоса России", удалось удержать определенные позиции в мировом радиоэфире.
В "гонку" в Интернет-сфере Россия включилась лишь в девяностых, причем находясь на крайне невыгодной стартовой позиции. Пожалуй, нашей стране удалось создать только один действительно мощный бренд в этой сфере - портал "ИноСМИ", ставший "главной страничкой" многих пользователей Сети за пределами России.
На ниве печатных СМИ ситуация мало изменилась с советских времен - для распространения за рубежом на бюджетные деньги с разной периодичностью печатаются журналы для бесплатного распространения в стиле The Soviet Life. И с таким же коэффициентом полезного действия. На коммерческий же рынок зарубежных стран нашей прессе выйти пока не удалось. Исключение, пожалуй, составляют вкладки "Российской газеты" в крупнейших зарубежных СМИ, пользующиеся читательским спросом.
Приведенный перечень показывает, что у России в целом существуют определенные позиции для выстраивания современной комплексной системы иновещания. Вместе с тем создавать ее надо бережно, стараясь не растерять накопленного десятилетиями опыта. Возможно, необходимо создание единого центра, с помощью которого бы осуществлялась координация усилий нашей страны в сфере иновещания во всех четырех областях: телевидении, радио, Интернете и печатной прессе. И тогда слова "Говорит Москва" обретут былой блеск, став девизом нового информационного пространства, консолидированного вокруг Москвы.
Источник: Российские вести