Экспертный совет издателей о рынке печатных СМИ

25 февраля с. г. в АРПП состоялось заседание Экспертного совета издателей по вопросам распространения печатных СМИ под председательством Мосина И.И., генерального директора ООО «Женское здоровье».

В заседании приняли участие: Боголепов Р. Ю., заместитель генерального директора Creative Media; Клоков С. И., генеральный директор ООО «Издательство «Планета здоровья»; Малинкин А. В., генеральный директор ЗАО «МДП «Маарт»; Мартынов Д. В., Президент АРПП; Морулев В. П., вице-президент по распространению ООО Издательство «Деловой мир», председатель комитета АРПП по сотрудничеству с издателями и отраслевыми общественными организациями; Мосин И. И., генеральный директор ООО «Женское здоровье»; Оськин А. В., председатель правления АРПП; Чернышков И. А., генеральный директор Издательского дома "Ровесник"; Чирятников В. А., Генеральный директор ООО "Объединенная торговая компания", полномочный представитель акционеров НПДП «Логос» в ООО «Центр дистрибуции прессы» и ООО «Медиа Дистрибьюшн», председатель комитета АРПП по проблемам распространения печатной продукции в сетях супермаркетов.

 Выступивший на заседании Мартынов Д.В. отметил, что в настоящее время на рынке печатных СМИ продолжают сохраняться негативные тенденции. Они связаны с нарушением сроков платежей торговых сетей, сокращением тиражей и полосности изданий, значительным падением доходов от рекламы и др. Все эти явления усугубляются отменой с нового года ЕНВД, что особенно сильно ударило по регионам РФ. Только в Москве сокращены тиражи более 100 изданий, заявки распространителей не выполняются, в торговых сетях наблюдается дефицит ряда изданий. Сокращение своих тиражей многие издатели объясняют желанием сократить списание и уменьшить издержки. Однако подобная позиция противоречит главному  на сегодняшний день требованию рынка – зарабатывать на продажах. Сокращение рекламно-маркетинговых доходов у распространителей ориентирует их делать акцент на продажах и росте продаваемых тиражей. Налицо исторический шанс реформировать рынок и сделать продажи прессы главной доходной статьей всех участников этого процесса.

 Оськин А.В. проинформировал собравшихся о кризисных явлениях на зарубежных медиарынках и путях их преодоления. В частности, о том, что в США крупные оптовики, поставляющие на рынок более 50% всей журнальной продукции, предложили издателям доплачивать антикризисную комиссию для покрытия издержек дистрибуторов в размере 7 центов с каждого экземпляра. Похожая мера, по мнению Оськина А.В., могла бы быть применена и в России.

 Боголепов Р. Ю.высказался за поэтапное повышение цен на прессу, для покрытия издержек издателей и распространителей прессы, сделав акцент на необходимости развития эффективного экономического диалога между участниками рынка. Он высказал сожаление, что на протяжении длительного времени между издателями и распространителями не удается достичь консенсуса по проблемным вопросам.

 Чирятников В. А. высказался за активный диалог между издателями и дистрибуторами, формирование новых отношений в условиях кризиса, активизации диалога с ритейлом. От имени ООО «Центр дистрибуции прессы» он подтвердил стремление компании делать больший акцент на продажах и формировать основную часть доходов за счет этой статьи.

 Морулев В. П. проинформировал собравшихся о проводимом в сетях "ДМ - Пресс" эксперименте по корректировке цен в условиях кризиса. В этой сети на часть изданий цены были повышены, а на часть – снижены. В настоящее время идет анализ эффективности мер, в том числе, в области применения промо-акций.

 Клоков С. И. привлек внимание собравшихся к проблеме рынка подписки. Он заметил, что прогнозы по подписке самые неблагоприятные и необходимо выработать дополнительные меры по спасению института подписки в стране. Без принятия эффективных мер, в том числе, со стороны государства, Россия рискует остаться без подписки.

 Малинкин А.В. высказался за доверительный диалог между издателями и распространителями. Поделился информацией об аналитических исследованиях продаж прессы, в том числе, рекламной поддержке, качестве обложки, изданий и др., что продажи прессы часто непредсказуемы в силу влияния на данный процесс самых разнообразных факторов, в том числе расположения торгового объекта, выкладки, климата и др.

 Чернышков И. А. полностью поддержал мнение о необходимости серьезных исследований на рынке прессы в интересах отрасли, но вместе с тем отметил, что таких исследований на рынке практически никто не проводит. Он также остановился на роли рекламы в стимулировании продаж.

 Участники совещания пришли к единодушному мнению о необходимости осуществления комплекса мер по укреплению сотрудничества между издателями и распространителями в стимулировании продаж и росте тиражей, активизации диалога в медиасообществе, использовании комиссионных отношений на рынке, корректировке ценовой политики.

 Подводя итоги дискуссии, председатель Экспертного совета издателей по вопросам распространения печатных СМИ Мосин И.И. заявил, что данное заседание является историческим, так как символизирует перелом на рынке в пользу приоритета продаж и доходов от реализации СМИ, а не получения доходов главным образом от реализации рекламно-маркетинговых услуг. Он выразил поддержку позиции ЦДП  в этом вопросе, подчеркнув, что издатели призваны оказать этому процессу максимальную поддержку и помощь. Он заявил, что все издатели, независимо от своего «веса» на рынке, должны иметь равные условия работы, в том числе, одинаковые условия по срокам платежей, списанию и др. Очень важно в кризисных условиях изыскивать дополнительные резервы укрепления экономики рынка, в том числе, за счет снижения логистических, складских затрат и ремиссии.

 В ходе заседания состоялось обсуждение и других вопросов развития рынка печатных СМИ.

Пресс-служба АРПП