Тимофей Кузнецов, главный редактор "Собеседника" с основания по сентябрь 1985 года:
Стартовый импульс для нового еженедельника был чисто техническим - издательство "Правда" обзавелось машинами, способными печатать цветные фотографии на газетной бумаге. Первую "рыбу" - я видел ее - изготовили из гранок "Правды" и парадных съемок Кремля. Полиграфические возможности были налицо, оставалось придумать интересное содержание. У власти стоял Андропов, он не любил барабанного боя. И разумные люди в руководящих инстанциях пришли к выводу, что сотворить нечто полезное и привлекательное для читателя по силам только "Комсомолке".
Приступили к подготовке концепции. Идей набралась целая папка. Лучшее, на мой взгляд, название будущему приложению придумал Геннадий Селезнев, тогдашний главный редактор "Комсомольской правды", - "МОН" ("Молодежное обозрение недели"). Но игру на созвучии с французской "Монд" не оценили. Так что имя нового издания скалькировали с тематической полосы, выходившей в "Комсомолке". Правда, потом выяснилось, что существовал еще один "Собеседник" - бюллетень столичного горкома партии.
Об обложке первого номера
Так случилось, что как раз во время подготовки первого номера умер Юрий Андропов. Кто-то на очень большом верху решил, что на первой полосе нового издания надо кондовым официозом отразить приход к власти нового генсека - Черненко. Я обращался к кому только мог. Бесполезно: сочувствовали и многозначительно смотрели в потолок. Один немаленький человек в ЦК, пренебрегая возможной прослушкой, досадовал не меньше: "Понимаю тебя, старик. Сам предлагал руководству другой вариант. Не вышло. Придется пережить это". Переживаю до сих пор.
О феноменальном тираже
Горжусь тем, что уже шестой номер "Собеседника" вышел максимально возможным тиражом - 1.350.000 экземпляров. Напечатать больше типография просто не могла. А спрос распространители оценивали в 10 миллионов. В редакцию пачками приходили жалобы на киоскеров, которые продавали "Собеседник" из-под полы с наценкой. Не было отбоя от просьб объявить подписку. Разве это не успех?
О секретах успеха
Чем "Собеседник" отличался от газет той поры? Разнообразием! На тот момент в газетах укоренился некий стандарт - хотя бы отчасти походить на "Правду". Конечно, молодежные издания работали более изобретательно, по мере сил стараясь уходить от шаблона, но, допустим, дать на первой полосе сообщение о катастрофе не рисковали.
У "Собеседника" были уникальные возможности. Во-первых, цвет. Во-вторых, объем. А главное - мы изначально ориентировались на доверительное общение с читателем. И это было самое трудное, поскольку привычка писать "правильно" давала о себе знать даже у самых раскрепощенных коллег. Но вероятно, часть существовавших в то время барьеров нам удалось преодолеть.
1984
"Хорошее название у нового молодежного издания - "Собеседник". И обязывающее. В собеседники выбирают того, кому верят, на чей совет
и поддержку надеются".
Иван Папанин, дважды Герой Советского Союза.
Источник: Собеседник