Доходы СМИ Татарстана от рекламы в этом году могут снизиться в среднем на треть и составить в общей сложности около двух млрд руб. По прогнозу агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа", наибольшие потери понесут радиокомпании, которые могут лишиться половины рекламных поступлений, наименьшие - телекомпании, которым грозит не получить до четверти нынешних доходов от рекламы. Участники рынка в целом согласны с этим прогнозом, считая, что "выживет сильнейший".
Вчера гендиректор агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа" Марат Муратов на расширенном совещании ведомства сделал прогноз, что в 2009 году работающие в республике телекомпании могут снизить доходы от рекламы на 20-25%, печатные СМИ - на 30-40%, радио - на 50%. "В сегодняшних условиях наиболее востребованными рекламными каналами являются телевидение и интернет, которым рекламодатели отдают предпочтение", - сказал господин Муратов. При этом со ссылкой на неназванных экспертов он сообщил, что совокупный объем рекламного рынка республики в прошлом году превысил три млрд руб., из которых 47% (1,4 млрд руб.) приходятся на телевидение, 20% (0,6 млрд руб.) - на печатные СМИ, 17% (0,51 млрд руб.) - на радио, 12% (0,36 млрд руб.) - на наружную рекламу, 4% (0,12 млрд руб.) - на интернет.
На 1 января 2009 года в Татарстане зарегистрированы 968 печатных и 316 электронных СМИ, из которых 50 телекомпаний и 86 радиостанций. В государственное ОАО "Татмедиа" входят 146 предприятий, в том числе 86 печатных СМИ с общим тиражом 464,92 тыс. экземпляров, 24 телекомпании и 13 радиокомпаний.
Исходя из данных господина Муратова, рекламные доходы основных рекламных площадок - теле- и радиоканалов, газет и журналов республики - в общей сложности могут снизиться на треть и таким образом едва достигнут 1,7-1,8 млрд руб., из которых 1-1,1 млрд руб. придутся на телеканалы, примерно 0,4 млрд руб. - на печать и почти 0,3 млрд руб. - на радио.
При этом господин Муратов сказал „Ъ", что, являясь председателем совета директоров ОАО "Татмедиа", "поставил задачу" СМИ, входящим в государственный медиахолдинг, увеличить долю рекламы в доходах с 33 до 60%. Он отметил, что для этого в ОАО создана единая рекламная служба, результаты деятельности которой он не раскрыл. Между тем увеличение доли рекламы в доходах не планируется за счет существенного сокращения других статей. Присутствовавший на совещании премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов пообещал секвестировать финансирование "Татмедиа" из бюджета "незначительно, чтобы конструкция, система четко работала". Согласно данным "Татмедиа", бюджетные средства составляют 52% его доходов. "2009 год будет достаточно непростой, потому что наши оппоненты будут выливать (публиковать в СМИ. - „Ъ") то, что нет, и то, что они хотят видеть", - объяснил господин Минниханов необходимость полноценного функционирования государственного медиахолдинга.
Участники рынка вчера неохотно комментировали прогноз господина Муратова о динамике рекламных доходов СМИ, считая, как выразилась коммерческий директор телекомпании "Эфир" Алена Ермолаева, что "все эти подсчеты очень условны". Коммерческий директор рекламного агентства "Концепто" Ольга Глухова сказала, что рекламные бюджеты компаний, с которыми работает агентство, уменьшились как минимум на 30%. При этом она считает, что это не относится к телеканалам: "Если есть возможность, телевидение оставят (рекламодатели не снизят объем рекламы на телевидении. - „Ъ"), потому что это большое количество контактов и стоимость одного контакта в пересчете на аудиторию самая низкая". Мнение госпожи Глуховой подтвердила Алена Ермолаева. "Мы серьезного падения продаж не констатируем, - сказала она „Ъ". - Прогнозирование снижения продаж началось еще в прошлом году. На мой взгляд, это все говорильня, которая только дестабилизирует ситуацию. Сегодня время непростое - ситуация покажет, кто есть кто. Можно иметь хороший контент, но не уметь себя продавать. Если радио будет плохо себя позиционировать - клиенты с него побегут. То же самое с любым другим СМИ. Выживет сильнейший. Надеюсь, мы окажемся среди них".
Источник: Коммерсантъ