В 2009 году в медиасекторе ожидается рост сделок M&A. Такой
прогноз содержится в обзоре PricewaterhouseCoopers "Сделки слияния и поглощения
на рынке средств массовой информации". Несмотря на тяжелую ситуацию в отрасли,
эксперты уверены, что сектор медиа остается динамичным и прогрессивным, в нем
есть потенциал для дальнейшей консолидации и роста.
Совокупная стоимость сделок слияния и поглощения в 2008 году
снизилась на 66% — с 50 млрд евро в 2007 году до 17 млрд. По прогнозу экспертов,
2009 год обещает быть непростым для издателей, а самыми распространенными станут
сделки слияния и поглощения проблемных компаний, а также защитные M&A. При
этом объем сделок при общем снижении цен будет достаточно значительным. Это
произойдет, если продавцы скорректируют свои ценовые ожидания или появятся
значительные возможности рефинансирования. В PwC также предполагают, что
сокращение финансирования и снижение выручки компаний спровоцируют подобные
сделки в секторе телерадиовещания.
Традиционные СМИ, зависящие от рекламы, будут вынуждены
консолидировать свои активы и продавать часть из них. Такой обмен активами и
совместное использование инфраструктуры также скорее всего будет актуальным в
2009 году. Активное участие в сделках M&A примут и банки, которым будет не
хватать кредитных средств. Они могут вернуться к фактическому праву
собственности из-за проблем с обслуживанием долга некоторых компаний
медиасектора.
Между тем в PwC с оптимизмом смотрят на будущее средств массовой
информации. "Несмотря на сложившуюся ситуацию, этот сектор остается динамичным и
прогрессивным, в нем есть потенциал для дальнейшей консолидации и роста", —
считает руководитель направления по работе с компаниями сектора СМИ в отделе
корпоративного финансирования PwC Оливье Вульф. По мнению г-на Вульфа, затишье в
секторе медиа будет длиться недолго, чему поспособствует цифровая и
онлайн-революция, которая находится в самом разгаре.
"О коррекции ценовых ожиданий продавцов можно говорить уже как о
свершившемся факте", — соглашается юрист юридической конторы "Раппопорт и
партнеры" Роман Бабакин, специализирующийся на сделках M&A. Он допускает
дальнейшую коррекцию в течение года, учитывая названную специфику (сделки с
проблемными активами и сделки в целях защиты компаний), а также финансовые
проблемы телерадиовещательных компаний, которые заметнее проявятся ко второй
половине года, поскольку у многих еще остались "старые запасы" как на счетах,
так и в виде ранее заключенных и ныне действующих контрактов.
"В кризисное время компании, которые не испытывают проблем с
ликвидностью, используют возможность приобретения подешевевших активов", —
разделяет мнение экспертов PwC аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Васин. Он также
отмечает отложенный потенциал роста медийного сектора: "Если рынок и просядет на
какое-то время, то через пару лет все восстановится. Тем более что Россия и до
кризиса была далека от развитых стран по степени развития медийного сектора".
"Сектор медиа, без сомнения, остается прогрессивным, а потенциал для
консолидации также, безусловно, есть, — продолжает Роман Бабакин. — О динамике и
росте говорить сложнее — консолидация не всегда ведет к росту (что показывают
последние события на рынке), и прекращение затишья на рынке телекоммуникаций и
медиа будет скорее всего неким индикатором, указывающим на позитивную оценку
перспектив игроками и на новых лидеров рынка, переживших сложные времена с
минимальными потерями или даже сумевших выиграть в кризисных условиях".
Источник: РБК daily
Источник: РБК daily