Антикризисная поддержка подписки и розницы во Франции

О том, как выживают газеты в условиях кризиса, рассказывают корреспонденты "Российской газеты" Французская печать испытывает немалые трудности. Конкуренция со стороны электронных СМИ, на которые приходится львиная доля бюджетов рекламодателей, вхождение в обиход Интернета с его притягательной силой, особенно для молодежи, привели к тому, что тиражи ежедневных газет за последние годы упали на 10 с лишним процентов. Финансовый кризис усугубил положение.

Как считает французский президент Николя Саркози, "демократия не может нормально функционировать в условиях, когда пресса постоянно балансирует на краю экономической пропасти". Оттолкнувшись от этой констатации, французские власти разработали программу по выводу печатных СМИ из кризиса, которая была недавно обнародована Николя Саркози. Она рассчитана на три года и обойдется госбюджету в 600 миллионов евро. О ее содержании корреспондент "Российской газеты" беседует с советником по прессе при министре культуры и коммуникаций Вансеном Пейрень.

Российская газета: Среди мер, объявленных Николя Саркози, - бесплатная подписка на одну из общенациональных или региональных газет для молодых французов по достижении ими 18-летия. Чем вызвана эта мера?

Вансен Пейрень: Круг читателей газет сужается, новое поколение все больше обращается к альтернативным средствам информации - электронным, интернет-порталам и прочим. Отсюда наша попытка вовлечь молодежь в мир культурных ценностей, новостей, дискуссий, носителями которых являются газеты. Конечно, вряд ли нам удастся подписать на газеты все 750 тысяч юношей и девушек, которые ежегодно достигают совершеннолетия. Дело это добровольное. Кстати, принцип добровольности касается и издателей: их решение принять участие в этой акции никем навязываться не будет. Государство возьмет на себя доставку газеты, что ему обойдется в шесть миллионов евро, а собственно сама газета будет оплачена издателем.

Если конкретно, то речь идет о такой подписке, когда молодой человек станет получать одну газету в неделю, то есть 52 номера за 12 месяцев. Это в первый год нашей программы. Если мы увидим, что дело дает хорошие результаты, то на второй год периодичность может быть удвоена.

РГ: То есть подписка будет не классической, а в сокращенном виде?

Пейрень: Именно так. Ежедневная газета - это где-то 310 номеров в год. Так что нагрузка на бюджет издателей при полном варианте была бы слишком тяжелой. К тому же не будем забывать, что в семье, где есть 18-летний ребенок, родители могли бы перестать покупать ту или иную газету, дав поручение своему отроку оформить на нее бесплатную подписку.

Важный момент: номер газеты, который будет получать 18-летний француз, должен быть адаптирован с оглядкой на него, должен учитывать круг молодежных интересов. Так что здесь предстоит поработать и редакциям, что в принципе полезно: они лучше узнают читателя нового поколения. Наша цель - добиться со стороны юношества положительного рефлекса на "ежедневки". Сделать из них друга и соратника молодежи.

РГ: Николя Саркози в своем выступлении сознался, что, прежде чем дать этой акции "зеленый свет", был проведен ряд экспериментов...

Пейрень: Это так. Эксперимент на уровне региональной прессы был запущен еще в 2006-м. Он дал хорошие результаты: на второй год молодежная подписка выросла на 15 процентов.

РГ: Как в практическом ключе она происходит?

Пейрень: В формате мероприятий, на которые привлекается молодежь. Во Франции, как известно, нет обязательной военной службы, но все 18-летние являются на так называемые дни подготовки к обороне, когда ребятам объясняют, что такое воинская служба и для чего она нужна. Со своей стороны, городские муниципалитеты регулярно организуют "дни гражданина", где информируют молодежь о республиканских правах и обязанностях французов, вручают карточки избирателей. Там и происходит их знакомство с бесплатной подпиской.

РГ: Если молодежную подписку, скорее всего, можно отнести к мерам, рассчитанным на перспективу, то нынешний кризис потребовал принятия и мер чрезвычайных. Каковы они?

Пейрень: Действительно, из-за кризиса у газет упали доходы, в том числе и от рекламы. В этой связи надо было действовать незамедлительно. Государство взяло на себя обязательство закупить у печатных СМИ рекламных площадей в два раза больше, чем в прошлом году. Прирост составит 20 миллионов евро.

Другая срочная мера - годовой мораторий на намеченное еще прошлым летом увеличение тарифов на рассылку печатной прессы. Это сэкономит ей 24 миллиона евро. Потери почтовиков будут возмещены из госбюджета.

К разряду срочных мер я бы отнес поддержку, которую мы намереваемся оказать разносчикам ежедневных газет - тем, кто доставляет их на дом рано утром, когда люди только собираются идти на работу. До сих пор агентства, занимающиеся разноской, получали в качестве госпомощи восемь миллионов евро. В этом году эта сумма вырастет до 70 миллионов. Короче говоря, государство будет платить разносчикам примерно по 30 центов за каждый доставленный читателю номер газеты. Это весьма серьезная помощь ежедневной прессе. Помимо всего прочего, благодаря этой мере будет создано дополнительно примерно 18 тысяч рабочих мест.

РГ: По статистическим данным, 72 процента ежедневных газет распространяется через киоски и прочие торговые точки. Какая им предусмотрена в программе помощь?

Пейрень: Их обязательные отчисления в социальные фонды будут сокращены на 30 процентов, что каждому сэкономит в среднем четыре тысячи евро. Согласитесь, это весьма существенно.

РГ: Какие иные пути поддержки СМИ вам удалось найти?

Пейрень: К примеру, меценатство. В принципе в других странах такая форма помощи уже существует. Спонсорство сейчас распространяется на музеи, театры, спорт, разного рода благотворительные акции. А почему не на газеты или адресную подписку? К тому же по существующему у нас положению две трети средств, затраченных на меценатство, списываются с налогов.

РГ: Многие газеты имеют собственные веб-сайты. Однако до сих пор на них не распространялись льготы, предоставленные печатным изданиям. Здесь намечены какие-либо подвижки?

Пейрень: Они получат свой особый статус, что даст им возможность пользоваться теми же льготами, что и печать. В частности, это коснется налоговых послаблений. В целом же президент выступил за то, чтобы условия, в которых работает бумажная пресса и интернетовская, были одинаковыми.

Источник: "Российская газета"