Москва может расстаться со значительным числом книжных магазинов

 

В начале марта известная московская сеть книжных магазинов "Букбери" объявила себя банкротом и доживает сегодня свои последние дни. Не ждет ли похожая судьба других игроков рынка книготорговли?

История, развернувшаяся вокруг "Букбери", вызывает сегодня немало кривотолков. Напомню вкратце суть дела: проблемы у сети, принадлежащей Олегу Дерипаске, начались еще в конце прошлого года, когда было объявлено о закрытии нескольких входящих в нее магазинов. Затем последовала череда разбирательств, которая сопровождалась встречными исками со стороны возмущенных инвесторов и поставщиков. Руководство "Букбери" так и не смогло убедить кредиторов провести реструктуризацию многочисленных долгов, и в начале марта подало иск в Арбитражный суд Москвы о признании сети банкротом. Сейчас оставшиеся книжные магазины находятся под временным управлением одной из дочерних структур Роспечати - которая, впрочем, также контролируется Дерипаской, если верить сообщениям информагентств.

Интересно, что еще год назад печальная судьба "Букбери" мало кого взволновала бы, кроме других участников книжного рынка. При всех плюсах этой сети (интерьеры, мягкие кресла, в которых можно было посидеть и полистать приглянувшуюся книгу, прихлебывая купленный тут же кофе), цены на самые обычные издания здесь были завышены во много раз, что покупателей, понятно, не привлекало. Ходить в магазины "Букбери" имело смысл лишь из "любви к прекрасному" - заглянуть на десять минут, чтобы купить нужную книгу или журнал было слишком накладно.

Теперь же, на фоне разрастающегося кризиса, основная масса людей - сознательно или подсознательно - ждут каких-то внешних, зримых проявлений надвигающегося апокалипсиса. Соответственно, весть о закрытии известной, пусть и недоступной по деньгам, книжной сети воспринимается именно как такой знак. Дождались, как говорится. Скажу больше: по Москве уже ползут слухи о том, что "какие-то еще книжные магазины закрываются". Какие именно - выяснить не удалось, но дальнейшему шествию сплетен и баек по улицам города это обстоятельство нисколько не помешает.

Впрочем, слухи слухами, а столпы розничной книготорговли, такие как "Московский дом книги", "Библио- Глобус", "Москва", стоят себе, и не наблюдается там ни снижения числа покупателей, ни резкого падения продаж. Структура спроса - да, меняется, но это уже момент скорее психологический. Социологи свидетельствуют, что в периоды кризиса взлетает спрос на сентиментальные романы, фантастику и прочие развлекательные жанры: люди бегут от реальности.

Возможно, волна панических прогнозов сошла бы на нет, если бы масла в огонь не подлили представители Роспечати, сделавшие ряд заявлений, которые, зная специфику нашего чиновничества, можно счесть едва ли не приговором всей книжной торговле.

К примеру, Александр Воропаев, возглавляющий министерский отдел выставок и пропаганды чтения, утверждает, что "компании, занимающиеся торговлей книгами, не будут в массовом порядке уходить с рынка из-за финансового кризиса".

Помнится, примерно то же самое у нас говорили и про сам кризис, и про многие другие экономические и социальные проблемы.

Но в таком случае картину должны были бы прояснять независимые эксперты, тем более что для нашего общества наличие книг в свободной продаже по-прежнему принципиально важно (каких - другой вопрос). Соответствующие исследования действительно были проведены различными организациями... и опубликованные прогнозы подтвердили худшие ожидания. Так, Институт глобализации и социальных исследований (ИГСО) в конце февраля обнародовал данные, произведшие настоящий фурор. По оценкам сотрудников института, в 2009 году по всей стране закроются от 30 до 45 процентов всех книжных магазинов и киосков. Учитывая, что до сегодняшнего дня кризис развивался по наихудшему сценарию - видимо, можно ожидать и 50 процентов. Поверить в это сложно, особенно когда видишь те же толпы в книжных магазинах, что были до кризиса.

Тем не менее, увы, приходится признать, что судьба "Букбери" может повториться с любым другим книготорговым предприятием. Причем пресловутые "кредиты", которые сегодня считаются главным источником проблем для бизнеса, в данном случае вторичны. Точнее, они являются лишь следствием более глубоких коммерческих "неладов". К примеру, арендная плата в Москве обычно исчисляется в валюте, и резкие скачки курса рубля привели к тому, что и без того недешевые торговые площади подорожали до совсем уж фантастических величин. Возможно, именно с этим связано недавнее повышение стоимости книг на 10 - 15 процентов.

В то же время покрывать стремительно растущие издержки и расплачиваться за уже закупленный у издательств и оптовиков товар магазинам становится все сложнее из-за изменения аудитории и структуры спроса.

Думается, "Букбери" стала "первой ласточкой" именно потому, что была ориентирована на представителей так называемой верхней границы среднего класса. Кризис заставил их отказаться от излишеств, и "профильный" магазин, и без того не слишком прибыльный, стал терпеть катастрофические убытки. Аналогичная история может случиться и с другими магазинами, если они не успеют или не захотят "сменить пластинку" и пересмотреть структуру закупок в сторону более дешевых изданий и менее серьезной литературы. Проблема лишь в том, что при таком раскладе выживание сегмента серьезных и просто небульварных изданий оказывается под большим вопросом.

Впрочем, плавное повышение цен на книги наводит и на другую, более реалистичную мысль. Дело в том, что как издатели, так и продавцы книжной продукции уже не один год твердят на каждом углу: в России цены на книги слишком занижены по сравнению с другими странами.

Немало уже сказано всевозможными экспертами и аналитиками - как у нас, так и за рубежом, - что кризис на самом деле дает бизнесу и "бизнесующему" чиновничеству по всему миру решить свои деловые проблемы без лишнего шума и особых затрат. Кризис, он ведь, как война, все спишет. Так что не стоит удивляться, если по выходу из него мы обнаружим все тех же книгопродавцев, только предлагающих нам свой товар по ценам европейского уровня, но при традиционном российском качестве.

* * *

Комментарий специалиста

Надежда Михайлова, генеральный директор ГУП "ОЦ "Московский Дом Книги":

- Пока рано говорить о перспективах, но уже сейчас можно констатировать: спрос на книги перестал расти. Это тревожный знак, однако давать конкретные оценки можно будет только через несколько месяцев, когда пройдет традиционный пик продаж. Тем не менее на сегодняшний день главная задача книжной торговли заключается не столько в том, чтобы добиваться новых результатов, сколько в удержании существующих позиций. Пока нам это удается, но дальнейшее развитие событий зависит от множества факторов, не в последнюю очередь от поведения издательств и того ассортимента, который они будут предлагать.

Что же касается ситуации вокруг сети "Букбери", то для меня их политика, отношение к покупателям и особенно к поставщикам всегда оставались загадкой. По моему мнению, деятельность этой сети никакого отношения к бизнесу не имела, и ее крах был предрешен с самого начала.

Источник: Москаовская правда