Спортивная пресса: на смену вдумчиво читающему идет поверхностно смотрящий

 
Мы привыкли к тому, что отдаленное будущее берутся предсказывать либо фантазеры, либо шарлатаны. Доверять их прогнозам нет резона. Но есть один надежный прогноз относительно будущего: оно непременно наступит. И каким оно окажется, зависит в той или иной мере от наших представлений о будущем.

Пять лет назад, работая в "Спорт-Экспресс Интернет", я написал апокалипсический прогноз будущего "бумажной" спортивной прессы. В качестве отправных точек я брал тенденции развития Интернета, рост количества портативных мобильных устройств, а также отношение рождаемости/смертности в России на тот период. Спустя пять лет прогноз сбылся с ужасающей точностью.

Собственно сама "оправдываемость" прогноза не вызывает удивления, ибо два тренда (низкая рождаемость и высокая смертность среди взрослого населения, а также переключение внимания аудитории на "электронные СМИ") были очевидны всем не только в 2004 году, а уже в 2000.

В то же время ростом заполненности футбольных трибун и стремительным приростом армии спортивных болельщиков (в первую очередь благодаря "Спорт-Экспресс" как самой влиятельной спортивной газете того периода) мы обязаны прежде всего "бумажной" спортивной прессе. Это третий тренд, который только окончательно запутывал ситуацию.

По мнению "бывших коллег по цеху", именно то, что 2/3 содержания составляла очень качественная журналистика "про футбол", и делало на тот момент "Спорт-Экспресс" абсолютным лидером ("московские тиражи" до 220 тысяч при общем тираже в 640 000, против 30-40 000 тиражей "Совспорта" в Москве).

Я так подробно останавливаюсь на слове "московский тираж" именно потому, что доходность этой части продаж была определяющей и составляла около 80% прибыли газет. Забегая вперед, скажу, что и сейчас ситуация практически не изменилась (исключая разве что "Совспорт" с его мощной региональной сетью по России).

Сейчас, в условиях глобального экономического кризиса, хочется продолжить эту тему. Итак, что же будет дальше? Прежде всего, оставим за скобками еженедельники и глянцевые журналы. Их век будет еще долог, - по крайней мере, я на это надеюсь.

Общий коллапс ежедневной бумажной прессы складывается из нескольких независимых факторов. Прежде всего, это естественная смена поколений, усугубленная демографическим фактором, при котором уменьшение населения (с точкой отсчета 14-20 лет тому назад) составляет приблизительно (она разная в разные годы) от 10 до 20 процентов.

Вообще, листая переводы иностранных статей, я обнаружил, что западные источники склонны эту цифру сильно преувеличивать, ссылаясь на "якобы необъективность Госкомстата". На практике же это означает, что взамен выбывших 1200 человек, привычных в силу возраста и привычек к чтению "бумажной прессы", на рынок читателей приходит 1000 человек молодежи, "вооруженной" компьютерами, смартфонами и иными гаджетами. С их помощью доступ в Интернет практически из любой точки является делом легким, привычным, и, главное, не требующим физических и ощутимых материальных затрат.

Здесь следует сделать отступление. Интернет в российских регионах всегда был дороже "московского" и "питерского" минимум в 2 раза, а сейчас вообще достаточно сильно возросла стоимость связи по GPRS сотовых операторов, которые ввели вместо "покилобайтной" тарификации "стокилобайтную", что сильно ударило по стоимости доступа в Интернет через мобильный телефон. Т.е. эта услуга фактически подоражала в полтора раза, что, по прогнозам экспертов, тем не менее, вряд ли принципиально снизит GPRS трафик.

Сокращение рынка читателей больно бьет по всем изданиям, но первыми жертвами специализированных изданий, безусловно, станет ежедневная спортивная пресса - исключительно как объект, которому внедрение новых технологий нанесло наибольший ущерб.

Кроме общего сокращения размера аудитории, непреодолимое временное отставание "бумаги" от "электронных СМИ" стало вторым главным фактором снижения интереса молодой аудитории к ежедневным газетам.

Ну, кому, скажите на милость, интересно читать о "вчерашних событиях" сегодня, когда на любом из десятков интернет-сайтов можно не только получить информацию "сейчас", но и посмотреть запись видеотрансляций и выборочные видео-повторы наиболее интересных моментов.

А уж возможность смотреть "текстовые" on line трансляции сейчас позволяет практически любой мобильный телефон.

Третьим фактором стало тотальное снижение цен на нетбуки (упрощённые ноутбуки уменьшенного размера) с доступом в Интернет с ценой от $200, плазменных панелей 42 дюйма с ценой от $650 и "безлимитного" интернет-доступа от $15 в месяц. Для сравнения, ежедневная покупка газеты "Спорт-Экспресс" обойдется в $23 в месяц, а "Советского Спорта" - в $11 соответственно. Таким образом, безлимитный доступ в интернет на год плюс покупка нетбука уже примерно окупают за год вложение читателя всего лишь двух спортивных газет. Четвертый нож в спину ежедневной спортивной прессе воткнуло спортивное ТВ, которое неожиданно для бумажной прессы начало большое количество трансляций красивых спортивных событий, которые так великолепно смотрятся на больших и дешевых плазменных панелях!

Таким образом, уменьшение московской аудитории (как главной составляющей прибыли спортивных СМИ) происходит с примерной скоростью 12% в год. То есть с 2005 года ежедневная устойчивая спортивная аудитория СМИ в Москве сократилась с 250 000 человек до 150 000, и фактически она разделена между газетами "Советский Спорт" (100 000), "Спорт-Экспресс" (50 000) и "Спорт день за днем" (3000), последним изданием мы в расчетах "пренебрежем" в силу его малости.

В то же время общая дневная посещаемость только российского сегмента спортивного Рунета составляет 1 200 000 человек, а доля "московской аудитории" составляет 612 000 человек, т.е. в 4 раза превосходит совокупный тираж "Советского Спорта" и "Спорт-Экспресса" вместе взятых.

Мало того, стоимость "контакта" рекламодателя с читателем в бумажной прессе исчисляется минимум десятками долларов, а в Интернете - максимум несколькими десятками центов.

В общем, рынок читателей бумажных СМИ сужается, и конкуренция за перетекающего в Интернет читателя усиливается.

И предпоследнее. Сейчас в мозгу акционеров и руководителей коллапсирующих бумажных СМИ существует иллюзия постепенного превращения бумажных СМИ в интернет-порталы. Очень жаль, но положительные примеры, когда интернет-составляющая (портал) становится настолько доходной, чтобы поддерживать убыточного "родителя", лично мне на глаза не попались, - поверьте, я упорно искал их во всей Всемирной паутине. Мало того, существующие интернет порталы-лидеры - еще один страшный удар исподтишка по бумажным СМИ. Дело в том, что в бумажных газетах работают журналисты экстра-класса. Вообще, производство качественного контента для газет обходится очень и очень дорого.

А "просто" интернет-порталы, обладая огромным штатом "дешевых" журналистов-недоучек очень хорошо мониторят газеты, ТВ, и интернет сайты, просто переписывая материалы, а иногда и просто воруя их. В качестве примера приведу интервью, просто переписанные с экрана телевизора. Этот контент обходится чуть ли не на порядок дешевле.

В общем, у интернет-порталов в чистом виде качество журналистики стремительно падает, и если тренд продолжится, на рынке спортивной журналистики останутся лишь юнцы-самоучки, работающие за копейки, но которым скоро будет уже не за кем переписывать и не у кого учиться.

Теперь "за здравие". Нынешняя (150 000) совокупная аудитория "бумажной прессы" в Москве 2-3 года назад была еще ниже и составляла примерно 110 000 человек. Ее рост, прежде всего, вызван "врагом газет" ТВ, которое в больших количествах стало транслировать хоккей, биатлон и иные популярные виды спорта, что резко прибавило тиражи Совспорта, который оперативно отреагировал на эти изменения и сильно прибавил, против "Спорт-Экспресса", который консервативно 2/3 газетной площади посвещал только футболу, причем с упором на московские команды и международный футбол, и мало того, был еще в 2 раза дороже (30 рублей против 14).

Чем газеты могут привлечь "молодую аудиторию"? Неизвестно, но надо пробовать. Повторюсь, если газеты смогли вновь "загнать людей на стадионы", то почему бы им не озаботится идеей вернуть читателей в газеты из Интернета путем самого Интернета?

Я не понимаю, ей богу, почему газеты своими интернет-порталами сами приучают людей к суррогатам, а потом удивляются, почему читатели не любят длинные тексты? Т.е. интернет-портал должен в первую очередь популяризировать "родителя", а не заслонять.

На самом деле, очень не хочется, чтобы на смену "человеку вдумчиво читающему" пришел "человек поверхностно смотрящий".

И на прощание прогноз из далекого 2000 года от PricewaterhouseCoopers (PWC): "Первыми исчезнут журналы. Затем исчезнут газеты, а телевидение изменится до неузнаваемости". То есть аналитики прогнозы давали на прошедшие пять лет очень печальные, но огорчаться не советовали, - планировалось, что всё заменит Интернет. В сеть должны были перекочевать газеты, журналы, телеканалы и радиостанции, а вместе с ними - деньги рекламодателей. По прогнозам PWC, свой сайт виделся единственной возможностью бумажной газеты продолжить свое существование после 2005 года.

Как мы видим сейчас, прогноз не сбылся не только на 2005-й, но и на 2009-й год. Увы, тем не менее, неблагоприятный тренд сохраняется и усиливается, и я думаю, что 2010-й будет переломным годом для всех бумажных ежедневных СМИ. Насколько выиграет или проиграет читатель, покажет время. И очень хочется пожелать успеха бывшим коллегам из "СЭ", особенно в наше непростое и крайне тяжелое в свете утраты главного редактора и создателя "Спорт-Экспресс" Владимира Михайловича Кучмия, время.

Берегите себя.

Источник: Финам