"Реальна ли угроза разрушения информационного пространства страны?" - на этот вопрос вчера пыталось ответить медиасообщество. В представительстве Ямало-Ненецкого автономного округа собрались руководители крупных газет, издательств, профильная комиссия Общественной палаты и, разумеется, чиновники. В режиме видеоконференции с ними общались руководители региональных СМИ.
Картина получилась странная: по информации "общественников" и руководителей федеральных газет, ситуация в регионах близка к критической. Судя же по "голосам с мест", все благополучно, а кризис - это своего рода... санация профессии, из которой уйдут лишние люди.
Участники из регионов сходились на том, что у них все хорошо. Мол, те, кто выжил в лихие 90-е, создали себе такой фундамент, что никакой кризис теперь не страшен. Руководитель информдепартамента администрации Тюменской области Александр Новопашин упирал на то, что материально-техническая база в большинстве СМИ сформирована и они могут не тратить на нее деньги. Гендиректор местной телекомпании Евгений Дроздинский вторил ему в том ключе, что "трагедии нет, нет падения рынка СМИ". Главный редактор журнала "Деловой Петербург" пошел дальше: "Кризис - это хорошая вещь для того, чтобы убрать лишних игроков с рынка масс-медиа. Пусть будет меньше СМИ!"
Ситуация складывалась настолько радужная, что член Общественной палаты Павел Астахов не выдержал: "Когда рапортуют представители СМИ, которые кормятся из бюджета, это понятно. Но хотелось бы услышать тех, кому власти не помогают вообще, реально независимые СМИ".
А на рынке свободной прессы все далеко не так лучезарно. В Красноярском крае закрылось несколько крупнейших изданий, при этом бесплатно раздается около 120 тысяч экземпляров газет, выпущенных за счет бюджета, - это чревато полным уничтожением рынка. В Приморье в январе тиражи газет упали на 25%, единственная ежедневная газета "Владивосток" потеряла четверть тиража и подписки. Все газеты уменьшили объем и периодичность выхода. Из 137 зарегистрированных журналов выходят 12. В общем, голоса регионалов, озвученные представителями Общественной палаты, радикально отличаются от того, что говорилось в процессе трансляции.
Некоторый итог дискуссии подвел председатель Комиссии Общественной палаты Павел Гусев: "Для смягчения кризисного удара необходимы безотлагательные изменения в экономическом, прежде всего налоговом, регулировании рынка печатных СМИ". Уже существует пакет антикризисных мер именно для печатных изданий. Его разработали представители медиасообщества еще в прошлом году, и от того, как скоро и насколько полно он будет реализован, зависит многое. Потому что иначе, как выразился Гусев, "индустрию печатных СМИ России может ждать серьезный регресс".
Источник: Московский комсомолец