Резолюция о неотложных мерах по поддержке и развитию института подписки в России


Участники семинара АРПП «Рынок печатных СМИ России: состояние, тенденции, опыт» признают, что распространение периодической печатной продукции по подписке играет важную роль в обеспечении конституционного права граждан на получение достоверной информации. В последние три года совместными усилиями издателей и распространителей, подписных агентств, почтового ведомства в России удалось приостановить падение подписных тиражей.  

В подписной сфере активно внедрялись рыночные механизмы, осуществлялись меры по совершенствованию системы ценообразования, созданию равных условий для свободного доступа на рынок без какой-либо дискриминации всего ассортимента изданий, если они востребованы читателем.

В стране прилагались усилия по улучшению качества подписных услуг в целях  постепенного доведения их до уровня сервиса, доступного в странах Европы и Северной Америки. Особое внимание уделялось проблемам оказания государственной поддержки института подписки, выработке механизмов регулирования подписного рынка, созданию отраслевых стандартов и предотвращению  недоброкачественной конкуренции.   

Экономический кризис существенно повлиял и продолжает негативно влиять на рынок подписки. В связи с этим, участники семинара предлагают обратиться в Администрацию Президента, Правительство Российской Федерации и Законодательное собрание Российской Федерации со следующими предложениями.

Экономический блок предложений:

1.    Снижение НДС на услуги по распространению прессы по подписке: до 5%.
2.    Установление на период с середины  2009 года до конца 2010 года переходного периода в налогообложении услуг по распространению подписной прессы с «нулевым» НДС.
3.    Установление льготных почтовых тарифов на пересылку печатной продукции
      потребителям услуги «адресная подписка».
4.       Отмена налогообложения сумм, расходуемых издателями и распространителями на
 прямое материальное стимулирование почтальонов.

Социальный блок предложений:
- Отраслевой уровень
•    Проведение во всех регионах России, при поддержке «Почты России», рекламной компании, пропагандирующей подписку на печатные СМИ, в рамках которой реклама подписки будет объявлена социальной рекламой;
•    Включение программ поддержки подписки в число официальных социальных программ, организуемых региональными органами государственного административного управления;
•    Всемерная поддержка «Почтой России» и Министерством связи и массовых коммуникаций промомероприятий по поддержке и развитию подписки, организуемых подписными агентствами. В том числе – установление минимально возможных расценок за размещение рекламных материалов подписных агентств в почтовых отделениях;
•    Создание единых норм работы издателей и распространителей печатной прессы, на основе опыта российского и зарубежных рынков. В том числе - стандартизация форм отношений  распространителей прессы и организаций, проводящих тендеры с корректировкой документации по закупкам прессы посредством тендеров для их максимальной прозрачности. В частности – введение обязательного разделения в части номенклатуры и стоимости товара и отдельно услуги;
•    Организация Ассоциации подписных агентств России, в зону ответственности которой попадает создание отраслевых стандартов качества предоставляемых услуг и сертификация региональных альтернативных агентств с целью обеспечения потребителей подписки услугами высокого качества.

- Национальный уровень

•    Включение в программу российской средней школы предмета, посвященного изучению многообразия национальных и зарубежных печатных СМИ: в качестве самостоятельного предмета или дополнительного курса к программам по литературе и русскому языку;
•    Организация на федеральном телевидении и радио социальной рубрики, посвященной пропаганде чтения печатной прессы, с предоставлением равного доступа к участию в ней для подписных агентств и издателей; организация аналогичных рубрик на региональных теле- и радиоканалах;
•    Создание общенациональных праздников, пропагандирующих профессии и социальные роли, связанные с распространением прессы: День распространителей прессы (6 апреля), День почтальона, День издателя, День подписчика. К этим дням будет приурочиваться комплекс мероприятий, связанных с поддержкой подписки;
•    Организация национальной программы поддержки подписки и чтения прессы как важных инструментов сохранения самобытной российской культуры.

Участники семинара АРПП выражают уверенность, что реализация указанных выше предложений будет способствовать сохранению и развитию подписки на периодическую печатную продукцию в России.

апрель 2009 года