Картина получилась странная: по информации «общественников» и руководителей федеральных газет, ситуация в регионах близка к критической. Судя же по «голосам с мест», все благополучно, а кризис — это своего рода: санация профессии, из которой уйдут лишние люди.
Участники из регионов сходились на том, что у них все в порядке: кто выжил в лихие
90-е, создали себе такой фундамент и могут нормально работать. Руководитель департамента информационной политики администрации Тюменской области Александр Новопашин заявил, что материально-техническая база в большинстве СМИ сформирована, и они могут не тратить на нее деньги. Гендиректор местной телекомпании Евгений Дроздинский отметил, что «трагедии нет, нет падения рынка СМИ».
Председатель СЖР Санкт-Петербурга Андрей Константинов, оценивая рынок Петербурга, полагает, что «сам рынок СМИ еще не сформировался — есть медиаполяна. Появилась надежда, что кризис заставит многие СМИ вступить на рыночные рельсы».
На площадке Екатеринбурга прозвучали сомнения в связи с тем, что население будет защищать информпродукт, учитывая снижение его покупательской способности.
Исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ Софья Дубинская отметила, что положение прессы в Москве и регионах очень разное, и «внимание к региональным СМИ поможет решить проблему в целом».
«Идет процесс оптимизации в отрасли, процесс ликвидации еще не наступил», — считает вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская, отметив, что редакции вынуждены искать другие формы контакта с читателем. Говоря о господдержке СМИ, Елена Зелинская предупредила об опасности, когда по итогам распределения средств с учетом интересов власти на местах, мы «можем выйти из кризиса с искалеченным рынком прессы».
Председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации Санкт-Петербурга Юрий Зинчук заявил, что в целом в регионе все неплохо, ни одно СМИ не заявило об уходе с рынка в связи с кризисом. Он также отметил, что кризис возлагает еще большую ответственность «и на первую и на четвертую власть за социальную стабильность в обществе».
Известный адвокат Павел Астахов возразил чиновнику, назвав опасной ситуацию, когда власть требует от СМИ ответственность за стабильность». От журналистов можно требовать правдивого освещения того, что происходит в обществе. Их задача — быть проводником, собирать мнения, честно и ясно все доводить до общества и власти, — отмечает П. Астахов. Кроме того, общественник не разделил радужные прогнозы регионов: «когда рапортуют представители СМИ, которые кормятся из бюджета, это понятно. Но хотелось бы услышать тех, кому власти не помогают вообще, реально независимые СМИ».
Присутствовавший на слушаниях главред газеты «Орловский вестник» Владимир Балакин также не разделил оптимизма коллег. «Мы частное издание, не всегда лестно говорим о власти, поэтому не ждем от нее поддержки. За прошлый год прошли 23 судебных процесса». Говоря об оптимизации, заявил, что менять опытных журналистов, «сокращать расходы, сажать двух девчонок за компьютеры, качать в интернете истории и гнать чернуху не буду. Не хочу опускать газету до такого уровня и кормить общество низкоинтеллектуальной пищей».
Между тем, Доклад Комиссии, собранный на основе данных от самих редакций в преддверии слушаний, также свидетельствует о том, что на рынке свободной прессы все далеко не так лучезарно. В Красноярском крае закрылось несколько крупнейших изданий, при этом бесплатно раздается около 120 тыс. экземпляров газет, выпущенных за счет бюджета, — это чревато полным уничтожением рынка. В Приморье в январе тиражи газет упали на 25%, единственная ежедневная газета «Владивосток» потеряла четверть тиража и подписки. Все газеты уменьшили объем и периодичность выхода. Из 137 зарегистрированных журналов выходят 12. В общем, голоса регионалов, озвученные представителями Общественной палаты, радикально отличаются от того, что говорилось в процессе трансляции.
Некоторый итог дискуссии подвел председатель Комиссии Общественной палаты Павел Гусев: «Для смягчения кризисного удара необходимы безотлагательные изменения в экономическом, прежде всего налоговом, регулировании рынка печатных СМИ». П. Гусев также отметил, что систему распределения средств путем конкурсов в регионах нужно менять, чтобы ни один грант для СМИ не уходил с указания должностного лица. Уже существует пакет антикризисных мер именно для печатных изданий. Его разработали представители медиасообщества еще в прошлом году, и от того, как скоро и насколько полно он будет реализован, зависит многое. Кроме того, по итогам слушаний Комиссия примет решения, о чем проинформирует власть. Потому что иначе, как выразился Гусев, «индустрию печатных СМИ России может ждать серьезный регресс».
Источник: Пресс-служба Общественной палаты