Участники семинара АРПП, представляющие компании российских издателей и дистрибуторов прессы, солидарны с оценками ситуации в сфере производства и распространения печатных СМИ и выражают поддержку мерам по преодолению кризисных тенденций в медиаотрасли, содержащимся в материалах отчётной Конференции АРПП, состоявшейся в феврале 2009 года.
Мы разделяем выводы АРПП о том, что мировой финансовый кризис самым непосредственным образом затронул издательский бизнес, вызвал негативные процессы в различных секторах распространения печатной продукции. В результате происходит снижение тиражей и полосности изданий, падает рентабельность продаж в розничных сетях. Во многом из-за введения в действие новых правил применения ЕНВД в регионах выросли цены в киосках прессы на периодику и книги. Предприятия отрасли сокращают социальные программы, штатную численность, отказываются от ранее намеченных планов по модернизации и развитию производства.
Серьёзно ухудшает ситуацию в секторе розничного распространения прессы политика, проводимая торговыми сетями, получившими крупные кредитные средства от государства для погашения задолженности по оплате поставщикам за реализованный товар. Вместо адекватной реакции на оказанную помощь большинство торговых сетей увеличили период отсрочки по оплате за поставленную печатную продукцию до 90 дней. Кроме того владельцы сетей повысили размеры ретро-бонусов до 10 – 15% от оборота, что является губительным фактором для издателей и дистрибуторов прессы, сводит на нет процесс реализации печатной продукции в сетях розничной торговли, а также лишает товаропроизводителей необходимых оборотных средств.
На экономические показатели системы распространения печатной продукции крайне негативно влияют рост тарифов на электроэнергию, транспорт, инфляция.
Участники семинара считают обоснованными аргументы АРПП о том, что весь комплекс производств, связанных с созданием, изготовлением и распространением печатной продукции требует государственной поддержки. Для реализации предложенных Ассоциацией мер представляется целесообразным:
1. Продолжить практику обращений в органы законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней:
- с мотивированными предложениями по оказанию помощи всем структурам, создающим, производящим и распространяющим печатные средства массовой информации;
- по вопросам совершенствования законодательства в области СМИ;
- по проблемам нормального функционирования всех звеньев системы распространения прессы в интересах осуществления свободы слова, реализации прав граждан на получение достоверной информации.
2. Продолжать активное взаимодействие с Общественной Палатой Российской Федерации, профессиональными общественными объединениями медиаотрасли:
- по осуществлению на практике антикризисных мер;
- выработке согласованных принципов сотрудничества, в которые включить общие для отрасли принципы списания нереализованных тиражей, параметры расчётов за поставленную продукцию, нормы рентабельности для дистрибуторов и т.д.
3. Совместно с издательскими и распространительскими компаниями, общественными организациями отрасли наладить диалог с сетями магазинов самообслуживания в целях достижения договорённостей:
- об ограничении размеров взимаемых торговыми сетями магазинов самообслуживания ретро-бонусов на уровне 3-5%;
- установить в качестве обязательного правила для всех торговых сетей магазинов самообслуживания срок возврата средств за реализованную печатную продукцию не позже 30-45 дней с момента поставки.
Мы призываем всех участников рынка прессы к сотрудничеству и конструктивному диалогу, консолидации усилий в целях скорейшего выхода из кризиса, преодолению имеющихся противоречий в интересах сохранения и развития нашего общего бизнеса, в интересах конечного потребителя – читателя и подписчика.
апрель 2009 г.