Программа антикризисных мер на рынке печатных СМИ (Принята на отчётной Конференции АРПП 11 февраля 2009 года)

 
Конференция АРПП выражает обеспокоенность по поводу нарастания негативных тенденций на рынке прессы, которые ещё больше усиливаются в условиях мирового финансового кризиса. Происходит неуклонное падение рентабельности продаж прессы в розничных сетях, в результате чего этот вид бизнеса становится убыточным. Усугубляют ситуацию рост тарифов на электроэнергию, транспорт, инфляция.

 

Отмена с 1 января 2009 года единого налога на вменённый доход (ЕНВД) затронула интересы более половины рынка розничных продаж прессы в России. В результате налоговое бремя на большую часть розничных продавцов печатной продукции многократно возросло. Они обязаны выплачивать НДС, налог на имущество, налог на прибыль, т.е. те налоги, от которых до 2009 года были освобождены. Кроме того с 14 до 26 процентов увеличиваются отчисления с фонда оплаты труда.

В результате перечисленных факторов  значительная часть предприятий, торгующих периодической печатной продукцией, вынуждены свернуть свои программы по развитию или модернизации технологий из-за прекращения кредитования. Причины экономического характера уже привели к снижению тиражей газет и журналов, ограничению тем самым доступа населения к информации, разрушению действующей в стране системы распространения прессы, играющей  социальную роль в жизни государства и общества. В целом весь комплекс производств, связанных с созданием, изготовлением и распространением печатной продукции переживает значительные трудности, решение которых требует государственного вмешательства.

В интересах сохранения единства информационного пространства России и реализации конституционного права граждан на доступность информации предлагается обратиться в органы законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней с предложениями осуществить следующие меры.
1.    В масштабе отрасли:
- ввести  для предприятий, участвующих в создании, производстве и дистрибуции печатной продукции, единый льготный сквозной НДС на уровне 5%;
- принять поправки к действующим законам, в частности, придать печатной продукции, за исключением изданий рекламного и эротического характера, статус социально значимого товара, а услуге по её распространению статус социально значимой услуги;
- освободить от налогообложения часть тиражей изданий, используемых в целях их продвижения на рынок СМИ;
- оказать государственную поддержку ежедневным газетам посредством размещения в них государственного заказа на социальную рекламу;
- снять пошлины на не производимые в России сорта мелованной бумаги.
 

2. Сектор  распространения прессы:
-  на период кризиса  сохранить для киосковых сетей по продаже прессы прежний порядок налогообложения с применением ЕНВД, с учётом того, что для аптечного бизнеса ввод закона об отмене ЕНВД отложен до 2011 года;
- упростить процедуру регистрации и установки новых торговых объектов розничного распространения прессы;
- предусмотреть возможность государственного льготного кредитования, льготных условий аренды и пр. для объектов розничного распространения прессы. Признать торговые точки по распространению периодики социально значимыми объектами;
- для предприятий, специализирующихся на розничном распространении прессы снизить размер тарифов на потребляемую электроэнергию, установить льготную плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и т.п.
-  разрешить расширить  ассортимент товаров народного потребления, реализуемых через розничные сети распространения прессы;
- снизить для данной категории предприятий  налоги и обязательные платежи в бюджеты любого уровня и/или государственные внебюджетные фонды;
- внести изменения в законодательство РФ, регламентирующее списание печатной продукции. В этих целях законодательно увеличить до 30 процентов для издателей и дистрибуторов норму списания нереализованных тиражей, относимую к прямым затратам;
- в целых повышения рентабельности розничных сетей прессы разрешить размещение на киосках рекламоносителей;
- в целях поддержки системы распространения прессы признать обоснованным введение в практику компенсационных выплат дистрибуторам со стороны издателей, предлагающих к распространению убыточные или низкорентабельные издания
- приостановить ввод в действие правил, согласно которым планируется в «чистых» зонах аэропортов запретить работу подавляющего большинства торговых предприятий, за исключением магазинов беспошлинной торговли и предприятий общественного питания. В случае принятия такого решения необходимо, в порядке исключения, разрешить торговлю прессой как социально значимым товаром.

3. Сектор подписки
- обратиться в органы государственной власти с просьбой продолжить практику поддержки института подписки путём бюджетного финансирования доставки печатной подписной продукции («последняя миля»). Дотация должна распространяться на  всех операторов рынка, занимающиеся этим видом деятельности, вне зависимости от их формы собственности, и оказывающих услуги в полном объеме как по территориальному признаку (доставка по городу и области), так и по юридическим признакам (обслуживание физических и юридических лиц);
- в целях выравнивания тарифов на доставку подписных тиражей, оформленных по адресной и карточной системах, обратиться в органы государственной власти с предложением установить льготные тарифы на подписные тиражи по адресной подписке на уровне тарифов по карточной системе;
- в целях покрытия аннуляций подписчиков в случае банкротства и невыхода изданий изучить возможность создания страхового фонда поддержки института подписки;
- осуществить корректировку документации по закупкам прессы посредством тендеров. В частности,  предложить внести изменения в котировочные заявки и иные возможные формы с обязательным разделением (распределением) в части номенклатуры и стоимости товара и отдельно услуги.