В соответствии с программой семинара состоялось заседание круглого стола по теме «Проблемы повышения рентабельности дистрибуции прессы в условиях кризиса». Вели заседание генеральный директор ЗАО «Формула Делового мира» М.Ю. Люлин и генеральный директор ЗАО «Центропечать» А.В. Попов.
«Сегодня, - сказал М.Ю. Люлин, - много говорят о мероприятиях, позволяющих оптимизировать затраты. В условиях кризиса, на этапе вхождения в него, это необходимые меры чтобы выжить любой компании. Анализируя структуру расходов, видно, что основная статья это фонд оплаты труда. Многие компании предприняли шаги штатного характера. Мы также осуществили ряд мероприятий, которые позволили сократить расходы по этой статье на 15%. Затем оптимизировали ряд транспортно-экспедиционных затрат, перенесли сроки внедрения некоторых проектов в рамках группы компаний. Все эти мероприятия направлены на сокращение существующих расходов, но в условиях снижения маркетинговых платежей необходимо задуматься о получении дополнительных доходов».
«Сегодня, - сказал М.Ю. Люлин, - много говорят о мероприятиях, позволяющих оптимизировать затраты. В условиях кризиса, на этапе вхождения в него, это необходимые меры чтобы выжить любой компании. Анализируя структуру расходов, видно, что основная статья это фонд оплаты труда. Многие компании предприняли шаги штатного характера. Мы также осуществили ряд мероприятий, которые позволили сократить расходы по этой статье на 15%. Затем оптимизировали ряд транспортно-экспедиционных затрат, перенесли сроки внедрения некоторых проектов в рамках группы компаний. Все эти мероприятия направлены на сокращение существующих расходов, но в условиях снижения маркетинговых платежей необходимо задуматься о получении дополнительных доходов».
По словам докладчика, в Группе компаний сотрудниками различных направлений были разработаны программы по повышению доходов. Основные усилия были направлены на работу с поставщиками, на расширение ассортиментной линейки в оптовом направлении. В рамках розничных продаж были проведены мероприятия, способствующие повышению лояльности покупателя. В этих целях снизили цены до величины, рекомендуемой издателем. Надо заметить, что это не позволяет предприятию как дистрибутору получать дополнительный доход. Разместили на видном месте наиболее продаваемые издания без каких-либо инвестиций со стороны издателя.
Сейчас никто не говорит о доходности того или иного сегмента бизнеса, отметил М.Ю. Люлин. Речь идет о покрытии затрат и сохранении людей и технологий. В условиях кризиса необходимо искать пути повышения дохода с продаж, а возможно это только совместными усилиями издателя и дистрибьютора.
Директор по дистрибуции ООО «Гейм Лэнд» А.Д. Степанов обратил внимание на то, что в различных точках продаж одни и те же издания продаются по разным ценам. При этом разница бывает весьма существенная. По его мнению, необходимо договориться издателям и распространителям по поводу того, чтобы цены были везде одинаковыми. В этом случае можно было бы печатать цену на обложке. Данное предложение вызвало бурную дискуссию. Его поддержали генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» И.Н. Васильева, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов, который предложил выбрать какое-либо издание и с ним провести подобный эксперимент. «Надо, - подчеркнул он, - понять, в какую ценовую нишу входит издание и определить, за сколько его можно продавать». Вместе с тем, А.В. Попов заявил, что устанавливать единые цены невозможно. По его словам цена во многом зависит от места продажи. Выбор цены позволяет дистрибутору маневрировать, увеличивая её в тех киосках, где издание хорошо продаётся и, уменьшая, если оно не пользуется большим спросом. По словам генерального директора ООО «Объединённая торговая компания» В.А. Чирятникова, единые цены можно устанавливать в киосковых сетях, но не в супермаркетах, где цены диктуют ритейлеры.
В ходе дискуссии была затронута проблема величины наценки на продаваемую печатную продукцию. М. Ю. Люлин отметил, что при существующей системе договоров размер наценки определяет дистрибутор, который учитывает все издержки и понесённые им расходы. Если издателя не устраивает такое положение дел, то он вправе перейти на квазиагентские договоры и в этом случае экспериментировать по своему усмотрению.
Участники круглого стола рассмотрели программу антикризисных мер, принятую на состоявшейся в феврале текущего года конференции АРПП. По итогам обсуждения было принято Заявление, в котором выражается поддержка мерам по преодолению кризисных тенденций в медиаотрасли, признаются обоснованными аргументы АРПП о том, что весь комплекс производств, связанных с созданием, изготовлением и распространением печатной продукции требует государственной поддержки. В Заявлении содержится ряд инициатив по реализации предложенных Ассоциацией мер.
Активное участие в работе круглого стола приняли генеральный директор ООО «Издательский дом «Калейдоскоп» М.В. Чухрей, генеральный директор ООО «Центр дистрибуции прессы» М.А. Романов, генеральный директор ООО «Новые проекты» А.Н. Потапов и другие.
Активно прошло заседание круглого стола по теме «Подписка в условиях кризиса и возможные меры по её поддержке. Как сохранить доверие подписчиков». Вёл заседание заместитель генерального директора по коммерции ООО «Межрегиональное агентство подписки» А.Н. Петренко. Он, в частности, выделил мысль о необходимости усиления ответственности участников рынка подписки перед конечными потребителями. Сказал, что в условиях кризиса особенно актуально стоит задача создания механизма саморегулирования рынка, ужесточения финансовой дисциплины. Требует решения проблема аннуляции подписки.
Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов предложил ввести в практику информирование участников рынка о добросовестных партнёрах по подписному бизнесу с тем, чтобы избежать фактов неплатежей.
Руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» О.В. Князева проинформировала о ходе разработки ведомственной программы по модернизации института подписки. Остановилась на кадровых проблемах. Заметила, что многие почтальоны, особенно в сельской местности, не имеют достаточной квалификации и не в состоянии помочь потенциальным подписчикам оформить подписку. Не всё благополучно и с доставкой подписных тиражей.
Генеральный директор ООО «Фора Медиа» М.Е. Желаннова подняла вопрос о стимулировании труда работников почтовых отделений и почтальонов, которые в настоящее время материально не заинтересованы в развитии подписки. Она также указала на необходимость технического перевооружения почты.
О совершенствовании договорной базы, более чёткого закрепления ответственности всех звеньев подписной цепочки говорила директор службы продаж ЗАО «Издательство «Газетный мир» Ю.А. Балан. Её поддержал заместитель генерального директора ООО «СЗА «Прессинформ» Д.А. Котов, который одновременно высказал мнение о несовершенстве законодательства в области закупок для государственных нужд.
Участники заседания круглого стола приняли Резолюцию о неотложных мерах по поддержке и развитию института подписки в России. В ней содержатся конкретные предложения, направленные на сохранение и развитие подписки на периодическую печатную продукцию.
Директор ООО «Агентство по распространению периодических изданий «Информбюро», председатель Комитета АРПП по законодательству, общественным и международным связям С.А. Кондрашев провел дискуссионную панель, посвященную международному опыту преодоления кризиса в медиаотрасли и возможностям его применения в России. В частности он рассказал об инициативах и предпринимаемых действиях со стороны государства и отраслевых объединений стран зарубежья.
Согласно его докладу, во Франции разработан пакет государственной поддержки, который включает:
- финансовую помощь в виде прямых инвестиций (порядка 600 млн. евро) и налоговых каникул для распространительских структур;
- помощь дистрибуторам, желающим увеличить количество киосков и специальных магазинов по продаже прессы, «смягчение» правил их установки, финансирование «системы доставки до дверей читателя»;
- увеличение вдвое госзаказа на социальную рекламу;
- дополнительные инвестиции в издательский бизнес в обмен на обязательство издателей по развитию электронных услуг;
- снятие некоторых законодательных ограничений по владению французскими изданиями неевропейских инвесторов;
- французским гражданам при достижении 18 лет государство обязуется оплачивать доставку, а издатель предоставить бесплатно в течение года одно издание по подписке.
С.А. Кондрашев отметил, что реакция Великобритании на инициативы французов имела сдержанный характер. Участники британского рынка считают, что помощь государства может ограничить свободу конкуренции. Офис Рыночной Торговли (ОРТ) – аналог российского антимонопольного органа – в конце 2008 г. выпустил четыре официальных документа под общим названием Мнение ОРТ, направленных на адаптацию системы распространения печатной продукции в Великобритании к изменяющимся условиям рынка.
Третий пример – Канада. Специфика канадского рынка заключается в том, что 90% печатной продукции, реализуемой в стране, имеет иностранное, прежде всего американское, происхождение. Ввиду особенностей расположения Канады - вытянутости «обитаемой» части территории - главную роль играет государственная почтовая служба. Необходимость противодействия культурной экспансии и объективные трудности помогают участникам издательско-распространительского рынка Канады находить общий язык друг с другом и создавать эффективные с точки зрения отстаивания интересов профессиональные объединения. Таковой, в частности, является ассоциация Магазин Канада – аналог АРПП.
Резюмируя сказанное, С.А. Кондрашев сделал вывод, согласно которому взаимодействие государства и медиасферы в зарубежных странах идёт по двум принципиальным направлениям: регулирование и господдержка. Видна также разная степень участия: от мельчайшей детализации норм и правил поведения до законодательства универсального характера, от бюджетной поддержки отрасли в целом до точечного финансирования отдельных программ и инициатив. При этом красной нитью всех действий в упомянутых странах, заметил Кондрашев, является содействие развитию конкуренции как основного способа выживания отрасли.
Характерно, что перечень российских проблем весьма схож с теми, которые уже решены или решаются за рубежом - снижение налогообложения, прямая и косвенная финансовая поддержка, унификация и упрощение процедур при создании новых точек продаж, расширение разрешенного ассортимента и пр. В этом плане, подчеркнул докладчик, АРПП, как структура, аккумулирующая знания о достижениях и проблемах отрасли, может предложить российским государственным органам варианты иностранных моделей, осмысленных, переработанных, дополненных и трансформированных в конкретные предложения с учетом российских реалий.
На круглом столе состоялся оживленный обмен мнениями о перспективах применения зарубежного опыта по преодолению кризиса в медиаотрасли. Издатели и распространители отмечали, что прямое применение зарубежных моделей в России неприемлемо, нужна определенная адаптация этих мер с учетом российской действительности.
Семинар продолжает свою работу.
Пресс-служба АРПП