Сеть накрывает СМИ


Общая динамика развития и капитализация рынка средств массовой информации в ближайшие два-три года снизятся, однако обвала не предвидится. Такой прогноз сделало на днях Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. На этом фоне успешнее всего выглядят интернет-издания как единственный сектор СМИ, где нет падения объемов рекламы.

Экономическая ситуация для центральных и региональных печатных российских изданий в ближайшие 2-3 года будет другой, чем в докризисный период, но о катастрофе на медийном рынке говорить не приходится, и российский читатель не пострадает. Такое мнение высказал в ходе конференции "Укрепление экономической устойчивости региональных СМИ" (организована аппаратом представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе) представитель Роспечати РФ Геннадий Кудий.

Наиболее сильно пострадали от кризиса ежедневные газеты, ряд из них просто закрылись. Закрываются также и "гламурные" журналы из-за нехватки рекламных средств, так как иностранные рекламодатели уходят с российского рынка и особенно те, кто давал большой объем рекламы автомобилей, электроники и бытовой техники. "Но обвала на рынке прессы не произойдет, в пользу этого говорит тот факт, что с начала года число открытых новых изданий и сайтов превышает закрытые", - заявил Геннадий Кудий.

Региональная пресса держится пока что на подписке. По словам руководителя управления по делам печати и средств массой коммуникации Воронежской области Ивана Щелокова, падение рекламных поступлений действительно произошло, в частности, за счет сетевых компаний. Вместе с тем, заявил Иван Щелоков, "кардинального ощущения кризиса мы не испытываем - пока подписка идет на уровне прошлого года".
С чиновником согласна и исполнительный директор Верхневолжской ассоциации периодической печати, объединяющей 42 районные газеты Тверской области, Галина Титова. Она отмечает, что подписка на издания не упала и не будет падать, поскольку "их выписывают из поколения в поколение, и это - единственный источник информации в районах и деревнях, а редакции держат минимальные цены, доступные для их читателей".

Однако главным источником доходов для многих региональных изданий являются либо финансовые вливания в рамках адресных федеральных программ Роспечати, либо бюджеты местных органов власти. И здесь намечается проблема. Столкнувшись с уменьшением поступлений, администрации требуют от газет сокращения расходов и штатов.

Интернет и реклама

И потому не исключено, что издания все больше и больше будут мигрировать в Сеть, поскольку возможности для заработка там постоянно растут. Тенденция эта носит общемировой характер. Так, в США Интернет сегодня является уже третьим по величине медиа после телевидения и газет, что также означает его возросшее значение для маркетологов и потребителей, отмечает портал о рекламе "Состав.ру".

"Мы наблюдаем постоянно идущий переток средств рекламных бюджетов из традиционных в онлайновые медиа, - говорит президент Interactive Advertising Bureau Рэндалл Ротенберг. - Маркетологи признают, что средства, инвестированные в онлайновую рекламу, эффективно влияют на потребителей и способны достигать измеряемых результатов". По словам экспертов, в условиях экономической неопределенности маркетологам важно знать, что они получают максимум при минимальных вложениях. И интерактивная реклама дает им все инструменты для того, чтобы построить глубокие и увлекательные отношения с клиентами. "Несмотря на то, что отдельные сектора онлайновой рекламы перестали расти или даже сократились в объемах, в целом сектор интернет-рекламы вырос", - отмечает партнер PricewaterhouseCoopers Дэвид Сильверман.

Более того, в перспективе ожидается симбиоз между Интернетом и телевидением, сращивание этих двух видов медиа в единый канал воздействия на людей, предполагает портал "Медиареволюция". По убеждению директора по product management Google Кеваля Десаи, будущее телевидения заключается в том, чтобы ликвидировать разницу, которая сегодня существует между ним и Интернетом.

Существующее традиционное мнение о том, что Интернет крадет аудиторию у телевидения, неверно. Время телепросмотра по-прежнему превосходит время пользования Сетью и мобильными устройствами у большинства пользователей. И даже у тех пользователей Интернета, кто пользуется Сетью наиболее активно, телевидение все равно продолжает оставаться популярным медиа. Однако не следует забывать, что мы сегодня все чаще одновременно смотрим телевизор и ищем какую-нибудь информацию в Сети.

Помимо того, само телевидение уже во многом стало похоже на Интернет. Например, появляется все большее число нишевых каналов, каждый из которых рассчитан на определенную небольшую аудиторию. Если в конце восьмидесятых отдельные передачи собирали у экранов до 50 процентов всех зрителей, то сегодня рейтинги самых популярных телепрограмм не превышают 25 процентов. "Рост объемов телевизионного контента и фрагментация аудитории напоминают то, что происходит в Сети, ведь Интернет прошел тот же путь от нескольких крупных порталов до миллионов отдельных сайтов", - напоминает Кеваль Десаи.

Россия в Сети

Россия не исключение из мировых правил. Так, на днях в ходе заседания Совета по Интернет и новым СМИ, которое прошло в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, заместитель министра Александр Жаров отметил, что согласно статистике объем контекстной рекламы в сети за прошлый год составил 330 - 350 миллионов рублей. Примерно такие же цифры показывает рынок медийной Интернет-рекламы. Растет и количество пользователей мобильного Интернета - 8 миллионов человек в месяц, соответственно объемы рекламы растут и в этом секторе.

Многие российские федеральные издания уже вовсю торгуют рекламным местом на своих сайтах. Как считает медиадиректор рекламного агентства NFQ Алексей Сазонов, с учетом кризиса интернет-редакции печатных СМИ сейчас могут ожидать приток денег, поскольку рекламодатели рассматривают Интернет как разумную альтернативу печатной прессе. Однако не исключено, что этот процесс носит временный характер, и через несколько месяцев начнется замедление поступлений и, возможно, отток средств. Кризис заставляет рекламодателей быть сугубо прагматичными, потому тренд развития интернет-рекламы будет определяться исключительно ее эффективностью: "сработает" ли этот медианоситель или нет. Не будем также забывать о том, что в России услуги в Сети по большей части интересуют Москву, Санкт-Петербург и еще несколько крупных городов-миллионников. В принципе успех будет способствовать тем медиахолдингам, которые смогут предложить пакет интегрированных услуг как на сайтах контролируемых ими изданий, так и в газетах, радио и, что совсем выигрышно, на ТВ.

В свою очередь Министерство связи и массовых коммуникаций РФ сегодня разрабатывает принципиально новый механизм поддержки производства и распространения социально значимой информационной продукции. По словам Александра Жарова, ставится задача заинтересовать медиабизнес в рамках высокорейтинговых форматов вкладывать средства в демонстрацию тех ценностей, которые соответствуют стратегии развития страны. Министерством разработаны критерии отбора соответствующих проектов с целью достижения максимального эффекта с точки зрения позитивного влияния на аудиторию.

В 2009 году Правительством РФ было принято решение об увеличении в два раза финансирования социально значимых проектов в электронных СМИ и сети Интернет - до 1,2 миллиардов рублей. Предполагается, что тем самым печатные, электронные и Интернет-СМИ будут стимулироваться заниматься правовым просвещением, а также создавать проекты военно-патриотической и исторической тематики. Одним из существенных направлений работы станет поддержка программ для детей и молодежи (в 2008 году на федеральном и региональном уровнях было профинансировано 22 подобных проекта).

Отдельно заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Александр Жаров отметил как важное направление "развитие профессионального образования, особенно для электронных СМИ". "Необходимо возрождать забытый институт редакторов, способных не только грамотно ставить задачу перед сценаристом, но и оценивать воздействие художественного произведения на различные группы аудитории", - заявил Александр Жаров.

С последним трудно не согласиться. Да не сочтет уважаемое Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям это за ехидство, но автор сих строк улыбнулся, увидев на сайте Роспечати вот такую новость за 2 апреля этого года: "Президент РФ Дмитрий Медведев, который несколько месяцев вел видеоблог на сайте blog.kremlin.ru, собирается отказаться от этого способа общения с гражданами страны. Президент перейдет на более современный формат, который называют "наноблогом" или просто "слогом". Более того, Президент мог бы "обогнать время" и использовать даже более продвинутый формат, который уже набирает популярность у российских интернет-пользователей. Речь идет о "наноблогах", то есть блогах, записи в которых состоят из одного слова.

А ведь простой поиск ссылок на это сообщение в поисковых сайтах дает вполне предсказуемый результат - запущен этот текст в Сеть был как раз 1 апреля. Браво неизвестным шутникам, однако все-таки было бы полезно редакторам, имеющим дело с Интернетом, руководствоваться здравым смыслом и уметь критически относиться к информации.
 
Источник: Российские вести