IT-технологии на рынке СМИ в условиях кризиса. День IV

Четвёртый рабочий день семинара был посвящён применению IT-технологий в медиабизнесе. С докладом «Стандартизация процессов в отрасли – красивые слова или реальная возможность повышения прибыльности и сокращения издержек участников рынка?» выступила директор по развитию бизнеса BMS ООО «Утилекс АйТи 2000» Е.Н. Кошкарова.  Она сообщила, что компания «Утилекс АйТи» является сертифицированным партнёром  Microsoft и занимается всем, что связано с информационными технологиями. За последние годы с десяток компаний отрасли (как издатели, так и дистрибуторы) автоматизировали свои бизнес-процессы с использованием продуктов Microsoft. При этом каждая из этих компаний при внедрении шла своим непростым путем, платила деньги на создание того, что ранее кто-то уже создал у себя.

В связи с этим в «Утилекс АйТи»  было принято решение создать отраслевую систему, которая бы уже содержала в себе большинство наиболее употребимых процессов и процедур отрасли, и, соответственно, внедрялась гораздо быстрее и дешевле. «Анализируя текущую работу отрасли, - отметила Е.Н. Кошкарова, - мы определили, в чём заключается её специфика по сравнению с другими отраслями».


По мнению докладчика, особенности распространения печатной продукции в России заключаются в следующем:
- большое количество номенклатур;
- потребность в высокой скорости обработки информации;
- огромные расстояния;
- разный временной режим от Калининграда до Владивостока;
- большое количество игроков на рынке;
- низкая степень экономической и компьютерной грамотности отдельных розничных клиентов;
- существенная зависимость основных игроков рынка друг от друга.


К российским особенностям можно отнести и то, что на рынке печатной продукции нет чётких зафиксированных правил взаимодействия, принятых всеми игроками, что ведёт к отсутствию прозрачной картины рынка. Кроме того, игроки рынка принимают решения не соответствующие рыночной ситуации, они медленно или неадекватно реагируют на действия, предпринимаемые партнерами. В отрасли отсутствует эффективная операционная деятельность (имеются высокие затраты и низкая производительность).


В понятие стандартизация отрасли были заложены следующие параметры:
- сроки предоставления и состав информации об издании;
- условия оплаты и поставки;
- нормативы, сроки и способы возврата;
- сроки формирования и распределения тиража. Принципы и сроки формирования заказа оптовиком;
- отпускные цены, ценообразование у дистрибутора и оптовика, компенсационные выплаты;
- документооборот между участниками рынка (единый формат).


Для внедрения стандартизации  необходим единый справочник номенклатур, нужно собрать информацию, сделать её доступной для игроков рынка, предоставить возможность анализировать. И если для сбора информации может подойти Excel с Outlook, то для проведения анализа, годного для принятия взвешенных решений, нужно более серьёзное решение. Статистика показывает, что самым распространённым ERP-решением в отрасли является Microsoft Dynamics AX. Тот факт, что Microsoft Dynamics AX уже используется рядом крупных игроков (ИД Афиша, Пронто-Москва, ГК DM-distribution, Медиа-холдинг Проф-Медиа, АРПИ «Сибирь» и ряд других), с одной стороны подтверждает эффективность данного решения, с другой стороны – создаёт предпосылки для построения процесса обмена информацией именно на его базе.  


В качестве примера Е.Н. Кошкарова назвала Германию и Францию, где между издателями и распространителями разработан единый протокол обмена данными, который позволяет оперативно передавать и принимать информацию. Причем к издателю эта информация поступает уже в готовых бухгалтерских формах. Файлы, которые передаёт оптовик издателю, могут содержать детальную информацию вплоть до ежедневных продаж каждого издания этого издательства в любой конкретной точке.


Продолжил тему заместитель генерального директора ООО «Утилекс АйТи 2000» А.В. Мелешихин, который выступил с докладом «Единая информационная бизнес-система для участников рынка печатных СМИ». По его словам, предлагаемая бизнес-система позволяет сократить затраты и получить дополнительную прибыль. Она построена на основе самых современных ИТ-технологий от Microsoft, для доступа к ней нужен только Интернет. Возможности и функционал разрабатываются с учётом зрелости рынка и опыта накопленного лидерами рынка печатных СМИ. Докладчик заметил, что по оценке специалистов «Утилекс АйТи», для отрасли затраты на эксплуатацию, развитие и внедрение информационных систем, а также затраты на работу с номенклатурой составляют 496 500 000 рублей в год.


Единая информационная бизнес-система (ЕИБС) предоставляет возможность снизить затраты за счёт оптимизации затрат на эксплуатацию, развитие, внедрение систем, ухода от двойного ввода информации о номенклатуре. Использование ЕИБС позволяет получать дополнительную прибыль за счет работы с оперативной и достоверной информацией, более тесного и эффективного взаимодействия операторов рынка друг с другом.


Затем докладчик подробно продемонстрировал как работает ЕИБС. Сказал, что в настоящий момент проект по созданию ЕИБС находится в стадии разработки. Планируемая дата запуска - 1 января 2010 года.


Далее развернулась бурная дискуссия по представленной докладчиками проблематике. В ней приняли участие М.Ю. Люлин, В.М. Вадютин, В.М. Холодняк, А.Д. Степанов, М.А. Романов, С.Д. Гаврилов и др. Участники дискуссии отмечали актуальность применения предлагаемых программных продуктов. Обсуждались финансовые аспекты внедрения новых технологий, совместимости различных систем на рынке.


О практическом опыте применения новых IT-технологий рассказал генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов. Он сообщил, что с 2001 по 2008 г. ассортимент его компании увеличился более чем на 30%, обороты возросли почти в 6 раз, расширилась география присутствия, в 5 раз стало больше филиалов. По словам докладчика, необходимость использования новых современных технологий вызвана тем, что прежние программные продукты сдерживали дальнейшее развитие. В частности:
- ограничения Excel столбцов и строк в первом файле;
- низкая скорость обработки информации и запросов;
- необходимость постоянного обновления и доработки макросов в Excel;
- отсутствие готовых аналитических отчетов. Высокая затратность их формирования;
- человеческий фактор – риск потери рабочих файлов с большим сроком или без возможности восстановления.


Внедрение современных разработок дает следующие преимущества:
- используется  On-line система;
- большой объем хранимых данных;
- высокая скорость обработки запросов;
- продвинутая среда программирования и отладки;
- удобная интеграция с другими приложениями;
- единая база данных, единая структура запросов. Единый  интерфейс доступа;
- многопользовательская система, многоуровневый доступ;
- система безопасности хранения данных;
- структуризация программного кода по бизнес-задачам и высокая скорость выявления ошибок.


Далее С.Д. Гаврилов остановился на дополнительных возможностях системы:
- получение максимально полной информации – прайс-лист, оповещение о поставке, бухгалтерские документы, отчет об остатках на складе, предложения на возврат и др.;
- автоматическая загрузка документов поставщика в адаптированную учетную систему клиента. Индекс ассортимента. Единый ключ номенклатуры;
- получение графика заказа;
-  контроль предыдущих заказов;
- закрепление постоянного заказа;
- планирование размещения заказа на период;
- автоматическое исправление возможных ошибок;
- исключение случаев неполучения информации;
- возможность получения документации вместе с товаром;
-предоставление издателю данных дистрибутора по истории заказа и товародвижения для стратегического анализа.


Заместитель генерального директора ЗАО «АРП-ФраМ» А.А. Лукашёв представил доклад «Информационно-технические инструменты для решения ключевых задач при работе с прессой и практика их использования в оценке масштаба недопродаж». Он выделил три задачи, которые приходится решать при работе с прессой в киосковых сетях:


Во-первых, задача максимального покрытия спроса, т.е. обеспечение присутствия издания в течение всего периода продаж.


Вторая задача состоит в минимизации превышений, которая позволяет сократить убытки, но входит в противоречие с первой, т.е. нужно искать некий компромисс между ними.


В-третьих, задача оптимизации товарных запасов на торговых точках, решение которой позволяет реализовать больший товарооборот на тех же площадях, т.е. сделать деятельность более эффективной  и принести чисто экономический эффект в виде снижения избыточных товарных запасов.


    Докладчик подробно, на конкретных примерах рассмотрел варианты решения указанных задач.


С презентацией продукции издательского дома Бауэр Россия выступила старший менеджер службы московских продаж ИД Бауэр Россия И.В. Астафьева. Она сообщила, что ежемесячно издания ИД читают около 30 млн. человек. Издательский дом занимает 1-е место в России по совокупному тиражу среди  нерекламных изданий, имеет самую обширную дилерскую сеть, обладает опытом успешных запусков в нишах с высокой конкуренцией. Продукция ИД Бауэр Россия предназначена для женской и молодёжной аудиторий, входит в сегменты – эзотерический и развлекательно-игровой. Большое внимание уделяется выпуску специальных проектов.


Подводя итоги IV дня работы семинара, А.В. Оськин отметил исключительную важность внедрения IT-технологий в медиабизнес. Он выразил надежду, что издателям, распространителям, дистрибуторам прессы удастся консолидироваться, изыскать средства для разработки и внедрения единых и доступных программных продуктов на рынке СМИ. Он предложил коллегам из компании «Утилекс АйТи» разработать бизнес-предложение по подготовке и внедрению новых IT-технологий в отрасли. АРПП готова провести по данному вопросу переговоры  и с государственными органами страны для оказания содействия в решении данной проблемы в России.  


Семинар продолжает свою работу.

Пресс-служба АРПП