Сокращение расходов на рекламу в 2009 году может оказаться гораздо более масштабным, чем предполагалось ранее. По данным корпорации ZenithOptimedia, мировые затраты на рекламу в текущем году упадут на 7% и составят $453 млрд.
Наибольший спад произойдет в секторе газетной рекламы. По прогнозам компании, расходы на рекламу в этом сегменте медиарынка в течение 2009 года снизятся на 12%. Чуть лучше будет ситуация с рекламой на радио и в журналах, однако здесь также ожидается спад как минимум на 10%. В более выгодном положении находится телевидение. Сокращение расходов на рекламу в этом сегменте составит 5,5%. А вот доля интернет-рекламы, напротив, продолжит расти.
Наибольший спад произойдет в секторе газетной рекламы. По прогнозам компании, расходы на рекламу в этом сегменте медиарынка в течение 2009 года снизятся на 12%. Чуть лучше будет ситуация с рекламой на радио и в журналах, однако здесь также ожидается спад как минимум на 10%. В более выгодном положении находится телевидение. Сокращение расходов на рекламу в этом сегменте составит 5,5%. А вот доля интернет-рекламы, напротив, продолжит расти.
Аналитики ZenithOptimedia отмечают, что в странах Центральной и Восточной Европы, где ранее предсказывался рост расходов на рекламу на 1,5%, на самом деле произойдет их снижение на 13,9%. А вот Китай и Индия по-прежнему продолжат демонстрировать значительные перспективы. Так, рост расходов на рекламу в Китае в 2009 году составит 5,4%, а в Индии - 6,4%. Несмотря на прогнозируемое падение затрат на рекламу в странах Латинской Америки (на 2%), страны этого региона были признаны наиболее устойчивыми в мире. Так, на бразильском рынке уже наблюдается 7-процентный рост. Среди более развитых рынков рекламы страны Северной Америки пострадают больше всех, потеряв 8,3%. Падение в странах Западной Европы составит приблизительно 6,7%. Печальнее всего ситуация будет в России, Венгрии, Турции и на Украине. В этих странах ожидаются наиболее существенные потери в области затрат на рекламу. Так, по данным корпорации, падение на российском рекламном рынке составит 15-24%, хотя в 2008 году его объем вырос на 17%.
Анализируя эти данные, российские эксперты говорят об оптимистичном и пессимистичном прогнозе развития российского рекламного рынка в 2009 году. Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин говорит, что снижение расходов на рекламу в России было заметно уже в 2008 году. "В 2009 году самые оптимистичные прогнозы подразумевают в целом нулевые темпы роста рынка рекламы, а самые пессимистичные прогнозы предполагают сокращение рынка в целом более чем на 25%", - отмечает он. По словам аналитика, наиболее устойчивым останется положение российского телевидения, благодаря значительному падению стоимости минуты рекламного времени, а также большому охвату аудитории. Второй наиболее устойчивый носитель - это интернет, где размещение рекламы достаточно дешево и охват аудитории также достаточно большой.
О перераспределении затрат на рекламу в сторону интерактивных и электронных СМИ говорит и эксперт "Финэкспертизы" Ирина Зеленкова. По ее мнению, это единственный сегмент медиарынка, в котором стопроцентно прогнозируется не сокращение, а рост рекламных вложений. Тенденция сокращения затрат на размещение рекламы в печатных СМИ просматривается во всем мире. "Это явление связано с тем, что на медиарынке уже обозначилось смещение приоритетов с классических печатных СМИ в сторону интернета", - говорит эксперт и добавляет, что пришло время задумывать об оптимизации усилий в связи с кризисными явлениями. Ирина Зеленкова связывает это в первую очередь с бурным развитием интернет-медиа, которые в большей степени становятся все более привлекательными для рекламодателей, поскольку представляют собой значительно более гибкую и универсальную рекламную площадку, нежели традиционные печатные СМИ. "А вот рынок печатных СМИ может пострадать в наибольшей степени из всех других потенциальных рекламных площадок", - продолжает эксперт.
По ее мнению, количество печатных СМИ может ощутимо сократиться в условиях сложившейся кризисной ситуации. "Останутся ведущие издания, которые сами по себе являются брендами и которые выживут за счет этого. Также на выживание в условиях кризиса могут рассчитывать и те издания, которые будут работать в направлении репликации себя в интернете", - отмечает аналитик.
Источник: Газета