Антон Носик о законе о регулировании Рунета: "Набежали люди и начали придумывать, как освоить деньги Рунета"


Главный редактор BFM.ru Антон Носик, признанный эксперт в сфере интернет-технологий, уверен, что попытки принять закон о регулировании Рунета продиктованы желанием освоить денежные потоки, которые крутятся в сети.

- Как думаете, в связи с чем возникла необходимость создать закон, который бы смог регулировать деятельность Рунета?
- Это довольно таки нормальная для нашей страны история. Рунет развивался на протяжении последних пятнадцати лет без участия государства, чиновников, политиков, спецслужб. И тут, неожиданно, выяснилось, что в этой сфере крутится очень много денег. Незамедлительно набежали люди, которые не знают, как эти деньги освоить и употребить. И вот, они начинают с деятельным тоном и апломбом предлагать какие-то идеи – как разделить Интернет, по каким линиям классифицировать, что там надо регулировать, что там надо проверять и контролировать. При этом, инициаторы данной идеи никогда не были замечены в принесении какой-то пользы российскому и мировому интернету. К созданию и развитию русского интернета они не имеют ни прямого, ни косвенного отношения. Однако стоит сказать, что них есть рефлексы: "Раз мы партия власти, мы создадим свои правила игры". Но я думаю, что все это – довольно утопические разговоры.

- Получается, что власти примеривались к средствам, которые крутятся в Рунете и наконец, разразились идеей о новом законопроекте?

- Я бы не стал называть эту группу лиц, желающую порулить, властями. Если бы нашим властям хотелось принять закон об Интернете, его бы приняли лет десять назад. Для того, учитывая расклады наших законодательных органов, большого ума не надо. Скажем, захотел бы Путин в 2000 году создать и принять закон об Интернете, его желание бы тут же исполнилось. И в первом, и во втором, ив третьем чтении…

- Существует ли в мировой практике законодательное регулирование местных сегментов сети?

- Ни мировой, ни цивилизованный опыт таких примеров не знает. Чтобы к ним в успешно развивающуюся и высокотехнологичную отрасль прибежали чиновники и политики со своими скоропалительными идеями, и от этого бы случилась какая-то польза. Это нонсенс!

- То есть во всем мире Интернет существует без специально созданного закона?

- Дело здесь обстоит следующим образом. Есть международная концепция, на основе которой происходит законотворчество. В этой концепции сказано, что есть практика развитых и развивающихся стран. Разница в том, что в цивилизованных государствах не существует никакого специального закона об Интернете. Там есть практика делового оборота и развитое экономическое законодательство. И нет у них необходимости писать под Интернет отдельный закон. Теперь о практике развивающихся стран. Там закон об Интернете принимается. И, поскольку, Россия – страна развивающаяся, то, естественно, мы тоже должны действовать в этом плане. Вот и вся логика.

- Давайте поподробнее поговорим о разделении Рунета на сферы. Как это будет выглядеть и чем обернется в перспективе?

- То, что они называют экономической сферой Рунета, должно, по задумке создателей, регулироваться как любой бизнес в России. А что, сейчас Ramler, Yandex или Mail регулируются не так, как любой другой бизнес в России??? Может быть, владельцы этих ресурсов платят какие-то другие налоги? Или может быть есть какие-то особенные доходы, с которых не выплачиваются налоги? По сути дела то, что они предлагают для экономической сферы, было принято уже 10-15 лет назад. Абсолютное изобретение велосипеда! Теперь о гениальной идее про гуманитарную сферу, для которой, якобы, должны наступить какие-то льготы. По сути, "гуманитарная сфера" – это юридически ничтожный термин. Есть деятельность коммерческая и некоммерческая, которые по-разному регулируются, налогооблагаются, регистрируются и учреждаются! Но нет такого понятия, как гуманитарная область. Американский Интернет, опережающий нас по уровню развития на несколько лет, прекрасно обходится без такого определения. Наверняка можно прожить без такого разделения сети, и создать свой Google и Myspace. При этом неплохо себя чувствовать. Видимо, очень хочется людям ввести какие-то новации, хочется быть впереди планеты всей.

- Но если Рунет все-таки разделят, наступят какие-то изменения. Пусть и не значительные. Например, разработчики заявляют, что в гуманитарной сфере у людей будет максимум свободы. Что вы думаете об этом?

- А сейчас, хотите сказать, свободы слова нет? Выходит, что статья Конституции о свободе слова до сих пор не работала, а после принятия нового закона неожиданно заработает. Все значительно проще – если в России будут ограничения на свободное выражение своего мнения, наши люди пойдут на иностранные сайты и будут выражаться там. И бизнес, соответственно, уйдет с российских площадок.
 
Источник: Центр экстремальной журналистики