Развитие альтернативных площадок под размещение рекламы наряду с дальнейшим сокращением неэффективных штатных единиц должно позволить поволжским печатным изданиям улучшить свои финансовые показатели, а вместе с ними - и долю на рынке Дмитрий Кравченко, аналитик "Эксперт Волга"
Оборот печатных СМИ на начало марта этого года достиг своих минимальных показателей за последние двенадцать месяцев. По состоянию на 1 марта 2009 года совокупный объем выручки приблизился к отметке 221 млн рублей, что на 37,4% меньше, чем в начале января . Следует признать, что и в целом по России ситуацию в рассматриваемом сегменте вряд ли можно считать приемлемой - показатели прироста рухнули вниз на 26,4%. В сложившейся ситуации неправильным было бы считать, что в стране стали меньше читать: по нашим данным, динамика розничных продаж газет и журналов выросла в начале марта в среднем по России на 10% к январю этого года. В отдельных поволжских регионах объем продаж за аналогичный период также подрос: в Самарской области на 1,2%, в Республике Татарстан - на 4%. Следовательно, проблема заключается не в динамике потребления населением продукции печатных СМИ.
Одной из главных проблем, повлиявших на снижение выручки компаний, оказалось уменьшение поступлений от размещения рекламы в условиях провального зимнего периода: объем средств в январе-феврале 2008 и 2009 годов вряд ли можно назвать достаточным.
Однако последующее увеличение выручки предприятий наряду с оптимизацией издержек, достигавшиеся, главным образом, через сокращение персонала, позволили местным печатным СМИ худо-бедно существовать на рынке. Впрочем, даже подобные шаги по сокращению издержек можно назвать малоэффективными: объем фактически выплаченной зарплаты сокращенному под вентиль штату в январе и феврале этого года оказался самым низким за прошедший год, а разница между средней номинальной и реальной (т.е. выплаченной) заработной платой в анализируемом сегменте оказалась для сотрудников малоприятным подарком: в Кировской области работники СМИ недополучили в среднем 1,5 тыс. рублей на человека, в Нижегородской - две тысячи, а в Кировской - почти три тысячи рублей. В сложившейся ситуации владельцам организаций можно рекомендовать придерживаться двух основных линий поведения. Первая - сокращение штата управленцев при последующем расширении числа специалистов коммерческих служб. Вторая - диверсификация коммерческой политики. Она заключается в освоении новых рекламных площадок, таких как размещение рекламы в Интернете на сайте компании-СМИ.
Как показывает анализ сайтов крупнейших изданий, а также мнений экспертов, рекламный рынок, служащий для большинства печатных СМИ основным источником дохода, в перспективе, скорее всего, переместится во Всемирную паутину. Те издания, которые не могут позволить себе содержать свой собственный веб-ресурс, смогут функционировать при значительном снижении стоимости услуг по размещению рекламы. Однако даже в этом случае дальнейшего снижения оборотов им избежать вряд ли удастся.
Источник: Эксперт-Волга