5 мая долгие годы отмечался День советской печати. Советской печати давно не стало, но в скором времени может исчезнуть и вся остальная. Так, известный американский финансист Уоррен Баффет заявил, что у печатных СМИ нет будущего. Лениздат.Ру выяснил у петербургских медиаэкспертов, согласны ли они с этим утверждением и не теряют ли, по их мнению, независимость СМИ, которые пытаются укрепить бюджет за счет государственных грантов и субсидий.
Редактор медиацентра ИНЖЭКОНа Равиль Загретдинов:
– Понятно, что сейчас развиваются, в том числе и печатные, СМИ только на развивающихся рынках, типа Индии и Китая. Во всех остальных европейских и американских странах тиражи и продажи рекламы падают, и газеты думают, на какие новые носители переходить, с кем осуществлять конвергенцию и так далее. Поэтому с тем, что значение печатных СМИ будет постепенно уменьшаться, я совершенно согласен. Но с другой стороны, уверен, что этот процесс будет достаточно медленным, радикально он происходить не будет. Ведь у печатного носителя есть свои преимущества: газету можно взять в руки, развернуть, посмотреть, потрогать. И здесь будет работать не только доступ к той или иной информации, но и чисто бытовые традиции, привычки, от которых люди отвыкают достаточно медленно. И я думаю, что это вопрос даже не одного поколения.
Лениздат.Ру: Некоторые СМИ для укрепления своего бюджета участвуют в конкурсах на государственные гранты и субсидии. Получая их, не теряют ли они свою независимость?
– Я не вижу в этом прямой связи, потому что гранты грантам рознь. И предположим, какое-то СМИ решило участвовать в конкурсе по размещению социальной рекламы, оно несет общественно полезную функцию. И если СМИ выиграло в этом конкурсе, нормально сделало свою работу, то я никакой связи с потерей независимости здесь не вижу. То есть вопрос касается конкретного гранта. И СМИ всегда должно обратить внимание на то, грозит ли участие в том или ином конкурсе на тот или иной грант его независимости, и принимать решение в зависимости от этого.
Главный редактор журнала Ленинградской ТПП "Территория бизнеса" Владимир Кузнецов:
– Не в самой ближайшей перспективе, но, в общем-то, я с утверждением Уоррена Баффета согласен. В нашей стране это произойдет не через 10 и не 20 лет, потому что Россия, за исключением Петербурга и Москвы, глубоко отстает по интернет-развитию. И в провинции, конечно, есть компьютеры и доступ к Интернету, но не в той степени, в какой до этого дошли мы, когда компьютер есть в каждом доме. И я, например, сам еженедельные и ежедневные газеты не покупаю, потому что для меня радио "Эхо Москвы", телеканал "Евроньюс" и Интернет – это основные источники информации. И Москва, и Петербург уже отходят от печатной прессы. Единственное отличие нашей страны от Запада в том, что большая часть населения ездит на общественном транспорте, и люди покупают себе что-то не потому, наверное, что испытывают какой-то информационный голод, а чтобы занять время.
Здесь еще и кризис "помогает", ведь так или иначе интернет-портал обходится инвестору дешевле, нежели печатная периодика.
Лениздат.Ру: Некоторые СМИ для укрепления своего бюджета участвуют в конкурсах на государственные гранты и субсидии. Получая их, не теряют ли они свою независимость?
– Однозначно теряют. И безусловно, на федеральные и региональные гранты могут рассчитывать только придворные СМИ, то есть те, кто, в общем, и без всяких грантов выполняет важные заказы власти, освещает события в нужном ракурсе, а получение гранта только подтверждает и без того сложившуюся ситуацию. Потому что я не представляю себе, чтобы оппозиционное, неугодное власти издание могло рассчитывать на получение гранта. И я, например, прекрасно понимаю, как прокомментируют ту или иную ситуацию "Комсомольская правда", "Аргументы и Факты", "Санкт-Петербургские ведомости", мне это даже просто не интересно. Я для себя получаю информацию и независимую аналитику в основном в Интернете, процентов на 90. Здесь люди высказываются совершенно искренне и так, как они считают, не боясь, что их материал не пропустят в печать, и ничего не сглаживая. Также важно, что во всевозможных блогах и живых журналах можно обсудить те или иные события. Я в них сам принимаю участие и активно читаю, потому что здесь можно узнать истинные мнения людей, а не по данным какого-нибудь "Левада-центра", от которого мы знаем, что народ любит "Единую Россию", и тому подобное.
Шеф-редактор "Невского времени" Андрей Петров:
– Я не первый раз слышу о том, что у прессы нет будущего, об этом много говорят. Конечно, тиражи печатных изданий падают по всему миру, и даже какие-то крупные американские газеты закрываются в связи с кризисом. Многие сейчас переходят в Интернет, развивают активно свои сайты, в том числе и у нас в городе. Но я думаю, что в ближайшем времени печатные издания еще сохранятся. Потому что есть еще люди, которым приятно утром взять свежую газету, почувствовать запах свежей прессы, полистать ее, а не просто смотреть в экран. Такие люди есть, и думаю, что будут еще достаточно продолжительное время.
Лениздат.Ру: Некоторые СМИ для укрепления своего бюджета участвуют в конкурсах на государственные гранты и субсидии. Получая их, не теряют ли они свою независимость?
– Гранты даются на разные цели, не только на восхваление власти, но и на социальные проекты.
Возможно, издание не в состоянии поднять какую-то социально важную тему, нужны дополнительные вливания. Получение гранта в данном случае, нормально с моей точки зрения.
А те программы на радио и на телевидении, которые указывают своих спонсоров, например, передача выходит при поддержке того-то, они зависимы или независимы? Программа вообще может быть тематически никак не связана с фирмой, которая ее субсидирует, но тем не менее берет у нее деньги. Она какую-то идеологию этой фирмы продвигает – я не всегда это вижу и чувствую. Поэтому не говорил бы однозначно о какой-то зависимости.
Ну а может ли получение гранта сказаться на редакционной политике, зависит уже от самой редакции, от конкретных людей, которые ее определяют.
Главный редактор альманаха "Русский меценат", президент Гильдии собкоров Санкт-Петербурга Аркадий Соснов:
– С мнением Уоррена Баффета не согласен. Готов поспорить и с тем, что советской печати не стало. Посмотрите на подавляющее большинство областных, районных муниципальных газет. Они по-прежнему советские по оформлению и содержанию. Самое интересное, что даже в этом виде их читают, они востребованы! Нет ничего проще, чем делать мрачные предсказания. Так же предрекают гибель печатной книги, смертельный кризис науки и т.д. Феномен печатного издания, однажды возникнув, уже не исчезнет. Может меняться, сокращаться в размерах, в тиражах, но будет жить. Да, Интернет, да, новости в мобильниках и коммуникаторах. Но они не заменят газету, которую можно подержать в руках, свернуть-развернуть, найти материал журналиста, который нравится, который реальный, а не виртуальный. Людям все это нужно. Иногда нужно и селедку во что-то завернуть, и тут мы, пишущие, должны смириться.
Лениздат.Ру: Некоторые СМИ для укрепления своего бюджета участвуют в конкурсах на государственные гранты и субсидии. Получая их, не теряют ли они свою независимость?
– Как правило, гранты выделяются на проект, рубрику, программу, спецвыпуск в рамках того или иного СМИ, так что его независимость особой угрозе не подвергается. Вообще механизмы взаимоотношений негосударственных СМИ и власти более сложные, тонкие. Мы в своем альманахе пишем о совместных проектах власти, бизнеса, общественных организаций, о благотворительных акциях, но гранты от госструктур пока не получали. А получив, сохранили бы свою независимость? Интересно было бы на себе проверить.
Главный редактор сети газет "Мой район" Диана Качалова:
– Прессу уже столько раз хоронили: в первый раз – когда радио появилось, второй – когда появилось телевидение, потом ее снова начали хоронить. Это очень популярные разговоры, особенно к разным дням печати – их теперь море развелось. Такие затянувшиеся похороны. И мне кажется, что в последнее время эти заявления появляются чаще всего из уст медиамагнатов, которые имеют отношение к интернет-проектам.
Время сейчас действительно сложное, но, я думаю, выживут издания, которые смогут точно находить своего читателя. Например, в Америке New York Times и Boston Globe сейчас находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии. А у The Wall Street Journal, если не ошибаюсь, и продажи, и тираж даже стабильны. Думаю, дело в том, что в кризис аудитория этого издания увеличилась, т.к. финансовые новости сейчас больше всего востребованы.
Поэтому издания, чья информация востребована, не пропадут. Другое дело, что сейчас все заполонено "глобальной" информацией, а в трудные периоды люди стараются отсекать лишнее и концентрироваться на своих, локальных проблемах. Им интересно читать не просто о том, что происходит в мире, а о том, как это отразится на них самих.
Конечно, газетам нужно адаптироваться к новой ситуации, и многие это делают: запускают свои сайты, вводят больше интерактива с читателями, в онлайновых версиях читатели выступают авторами. Изменяется и формат изданий, но это началось не сегодня, а происходит уже несколько лет. Динамизм – вот что спасет сегодняшнюю прессу.
Мне кажется, что будущее в значительной степени за бесплатными газетами. Люди, привыкая в Интернете к бесплатной информации, недоумевают – зачем платить, если я все и так могу узнать бесплатно. Поэтому многие, даже качественные газеты сегодня рассматривают возможности перехода на бесплатный формат. Если не всего издания, то хотя бы отдельных выпусков.
Лениздат.Ру: Некоторые СМИ для укрепления своего бюджета участвуют в конкурсах на государственные гранты и субсидии. Получая их, не теряют ли они свою независимость?
– Участвовать или нет в конкурсах на государственные гранты – вопрос на усмотрение издателя или редактора каждого СМИ. Я считаю, что если издание считает себя независимым, то лучше не участвовать ни в каких грантах, предоставляемых государством. Когда мы только начинали выходить, к нам обращались из властных структур различного уровня и предлагали участвовать в совместных проектах, в конкурсах на гранты, при этом уверяя, что это ни к чему не обязывает. Мы упорно отказывались и отказываемся и по сей день.
Грант дается не просто так, его надо отрабатывать. Пусть даже и проблема, на которую он выделяется, – острейшая. Но я считаю, писать нужно, когда это необходимо, а не когда деньги заплачены, и если тема актуальна, о ней нужно говорить и без всяких грантов. Например, мы ведем тему "Идем в метро с коляской" про мам и инвалидов-колясочников, которые не могут передвигаться по городу. Можно, конечно, делать это и за деньги. Но получается, что мне диктуют, когда и как я должна об этом писать. Согласитесь, есть в деньгах от государства что-то лукавое.
Источник: Лениздат.Ру