Все смешалось в издательских домах, принадлежащих российскому бизнесмену Александру Лебедеву. В британской медиавотчине Лебедева - газете Evening Standard - дела идут бойко: проводятся дорогостоящие рекламные кампании, лондонцам бесплатно раздается тираж. А тем временем в российской "Новой газете", совладельцем которой также является Лебедев, сотрудники не получают зарплату. Бизнесмен объясняет трудности в издательском бизнесе так: свободные деньги Национальной резервной корпорации (НРК) сейчас более востребованы в Германии, где надо расплатиться с сотрудникам авиакомпании Blue Wings и решить вопрос с лицензией. По словам бизнесмена, он пришел к взаимопониманию с коллективом "Новой" и российские журналисты готовы к временному "самопожертвованию".
Интервью медиамагната, опубликованное в The Guardian
7 мая 2009 года в The Guardian вышел материал "Александр Лебедев задерживает зарплату журналистам "Новой газеты" (Alexander Lebedev delays pay to Novaya Gazeta journalists). Беседуя с автором заметки Люком Хардингом, бизнесмен пояснил, почему он не смог выплатить 120 сотрудникам "Новой газеты" зарплату за апрель. Лебедев уточнил, что апрельская зарплата россиянам задерживается "на неделю" из-за финансовых трудностей, якобы возникших по вине германских властей.
Дело в том, что в начале апреля у немецкой авиакомпании Blue Wings (48 процентов принадлежат НРК) Федеральное управление гражданской авиации Германии (LBA) отозвало лицензию на полеты, поскольку компания нарушила правила Евросоюза, установленные для авиаперевозчиков по резервированию страховочных средств. В начале мая, после устранения нарушений, лицензия Blue Wings была восстановлена.
Бизнесмен заявил The Guardian: "Я платил зарплату пятистам сотрудникам авиакомпании - техперсоналу, пилотам, стюардессам - в течение 37 дней. Простой Blue Wings обошелся мне в 20 миллионов евро. Если бы мы летали, то выручка покрыла бы все расходы". Лебедев также сообщил, что германскими банками был наложен арест на три самолета компании в счет погашения долгов (всего в парке Blue Wings десять машин). По мнению бизнесмена, LBА своими действиями практически "свело к нулю" инвестиции в германскую экономику на сумму около 500 миллионов евро. Более того, пока Blue Wings не работала, компанию "обскакали" конкуренты, например, немецкий авиаперевозчик Lufthansa (одна из крупнейших авиакомпаний мира, в парке которой насчитывается около 400 машин) открыла рейсы из Дюссельдорфа в Москву и Санкт-Петербург.
Отметим, что пока Lufthansa якобы занималась недобросовестной конкуренцией, открывая новые направления на Москву и Питер назло российским авиаперевозчикам, 22 апреля 2009 года Национальная резервная корпорация предложила "Аэрофлоту" купить пакет авиакомпании Blue Wings за один евро.
6 мая 2009 года, как сообщило РИА Новости, совет директоров "Аэрофлота" отложил решение вопроса о приобретении у Лебедева пакета акций авиакомпании Blue Wings. Лебедев тогда заявил: "Принято решение перенести на следующий совет рассмотрение этого вопроса. Я, честно говоря, очень удивлен - это либо халтура, либо сознательная диверсия". Можно предположить, что "диверсия" состояла в том, что по многомиллионным долгам Blue Wings пришлось платить НРК, а не "Аэрофлоту".
Возникает резонный вопрос: а при чем тут редакция "Новой газеты", которая вообще не имеет никакого отношения к авиаперевозкам? Александр Лебедев заявил The Guardian буквально следующее: "Я договорился с журналистами. 120 человек готовы "пожертвовать собой" ("sacrifice themselves") ради германских сотрудников, которым не дают работать" (видимо, имелись в виду пилоты и стюардессы Blue Wings). В свою очередь, главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов пояснил изданию: "'Мы не считаем ситуацию особенно критической. Серьезных угроз выходу газеты нет".
Лондонское изобилие, или See the difference
Что касается британских коллег сотрудников "Новой", журналистов Evening Standard, то, как пояснил Лебедев, им задержка выплат по зарплате не грозит. "Сделка по Evening Standard полностью оплачена и закрыта", - заявил он. Однако, как отмечает The Guardian, участившиеся финансовые "трудности" медиамагната не внушают оптимизма британским журналистам.
Стоит отметить, что пока причин для беспокойства у сотрудников Evening Standard вроде бы не должно возникнуть. Газета рекламируется широко, с размахом. "Фишка" рекламной кампании: газета просит прощения у читателей. На лондонских билбордах представлены различные вариации извинений: "Простите нас за потерю связи" ("Sorry for losing touch"), "Простите нас за недоброжелательность" ("Sorry for being negative"), "Простите нас за предсказуемость" ("Sorry for being predictable").
Как сообщила 8 мая 2009 года все та же The Guardian, билбордами дело не ограничится. Заметка "Перезапуск Evening Standard начнется с бесплатной раздачи 650-тысячного тиража" (London Evening Standard to relaunch with 650,000-paper giveaway) анонсировала, что в понедельник, 11 мая, весь тираж будет распространяться на улицах Лондона бесплатно.
Нетрудно подсчитать бюджет промо-акции. Один экземпляр газеты стоит полфунта (то есть 24 рубля 45 копеек по курсу ЦБ РФ на 09.05.2009). Соответственно весь тираж стоит 15 миллионов 892 тысячи 500 рублей. Разумеется, нехорошо считать чужие деньги, но даже одной трети от этой суммы вполне хватило бы на выплату зарплат 120 российским журналистам (приблизительно по 44 тысячи рублей, что, по нынешним московским меркам, не густо, но все же лучше, чем ничего). Но в данном случае такой подсчет оправдан хотя бы потому, что Evening Standard и "Новая газета" относятся к издательскому бизнесу НРК, и вопрос о мухах и котлетах тут не возникает.
Судя по утренним сообщениям британских СМИ, анонс The Guardian сбылся: в понедельник, 11 мая, Evening Standard лондонцам начали раздавать бесплатно. Более того, газета обновила свое название - теперь она называется London Evening Standard.
Некоторые странности и несколько неудобных вопросов
8 мая РИА Новости сообщило, что журналистам "Новой газеты" зарплату не задерживают. "Редакция "Новой газеты" сообщает, что акционеры издания в лице Михаила Горбачева и Александра Лебедева выполняют в полном объеме все свои обязательства перед редакцией, в том числе финансовые", - говорилось в сообщении редакции, поступившем в РИА Новости.
Почему концепция поменялась так стремительно - всего за сутки - понять крайне сложно. Есть только одно логическое объяснение: долги по зарплате погасил Михаил Сергеевич. Если это не так, что получается, что Александр Лебедев накануне, в беседе с британским журналистом Люком Хардингом, мягко говоря, прибеднялся и деньги на выплату зарплат журналистам "Новой" у НРК все-таки имелись.
Конечно, возникает соблазн предположить, что основной задачей интервью Лебедева в The Guardian было "пристыдить" германских авиарегуляторов: мол, из-за ваших бюрократических проволочек пострадал не только мой авиабизнес, но и свобода слова в России оказалась под угрозой. А это, как говорится, уже святое. Опять же, обязательная оговорка: это только предположение, поскольку вряд ли российского медиамагната можно заподозрить в стремлении манипулировать общественным мнением. В Европе так не принято.
Источник: Lenta.ru