В рамках расширенной Коллегии Минкомсвязи России в Роспечати прошел отраслевой семинар «Печать и массовые коммуникации».
«Не может сложиться такой ситуации, когда по всей стране кризис есть, а в нашей отрасли - нет. Но, по сравнению со многими другими отраслями, у нас кризис не так катастрофичен», - отметил глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский, открывая заседание секции «Печать и массовые коммуникации», прошедшей в Роспечати в рамках расширенной коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год и среднесрочную перспективу.
«Мы финансируем достаточно большое количество СМИ, также как и достаточное количество отраслевых мероприятий. Более того, я не знаю крупных мероприятий, ни в отрасли телерадиовещания, ни в отрасли периодических печатных изданий, ни книгоиздания, ни даже в Интернете, которые проходили бы без нашей финансовой поддержки. Фактически все, от «ТЭФИ-Региона» до крупных круглых столов, мы, так или иначе, финансируем», - сказал М.В. Сеславинский.
По его словам, при утверждении списка предприятий, на которые выделяются средства, возникает вопрос: насколько эффективно такое расходование средств. «Конечно, у нас есть точки опоры – те крупные отраслевые организации, с которыми мы работаем, которым доверяем и предполагаем, что они с обществом вместе размышляют над тем, какие первоочередные конференции им надо провести», - уточнил глава Роспечати.
Первостепенной задачей он назвал определение целевого назначения траты государственных денег. По мнению М.В. Сеславинского, «в сложившейся ситуации в 2009-2010 годах в первую очередь надо сконцентрироваться на каких-то экономических, антикризисных аналитических исследованиях». «Чтобы пользуясь этими исследованиями, каждый для себя делал вывод, в каком направлении ему развиваться, где подсократиться, куда вкладывать деньги. Требуются более тонкие, ювелирные и более узкие исследования во всех направлениях», - считает он.
«Все наше сообщество мы воспринимаем как единый организм, который занимается созданием благоприятных условий для развития медиаиндустрии, и книгоиздания, и отечественной полиграфии», - добавил глава Роспечати.
С основным докладом на секции выступил замруководителя Роспечати В.В. Григорьев. Краткие сообщения представили ведущие представители медиаотрасли.
В частности, руководитель Аналитического центра «Видео Интернешнл» В.П. Коломиец привел аналитические данные о медиапотреблении российской аудитории.
В свою очередь вице-президент НАТ, президент ЗАО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» А.А. Варин рассказал, что «радиоиндустрия испытывает серьезное давление кризиса: в первом квартале 2009 года фиксируется падение рынка радиорекламы на 38% в рублях по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. «Кризис стимулирует процессы консолидации на радиорынке, - отметил А.А. Варин. - Фиксируются факты передачи станций в управление профессиональным игрокам. Возникают новые формы объединений. Так, в феврале появился радиоальянс вещательной корпорации «ПрофМедиа» и «Русской Медиагруппы»: теперь рекламодатель по единому тарифу и единому медиаплану может купить размещение на 11 радиостанциях двух холдингов – продукт пользуется хорошим спросом».
Все радиокомпании, по словам А.А. Варина, «пошли на серьезное сокращение издержек: были урезаны бюджеты на маркетинг, многие серьезно сократили расходы на исследования, за редкими исключениями продвижение радиостанций осуществляется за счет кросс-промоушена, все радиокомпании должны были пойти на сокращение расходов на персонал». «При этом «слышимого» обеднения контента или сокращения объемов вещания не происходит», - заверил он. «В условиях кризиса особую роль приобретает Российская академия радио как форма выражения и продвижения консолидированного мнения радиосообщества на актуальные для индустрии темы», - сказал А.А. Варин. Он считает, что в числе антикризисных мер реальным способом поддержать радиоиндустрию стало бы финансирование со стороны государства авторитетных исследований аудитории и мониторинга выхода рекламы.
«В условиях кризиса особую роль приобретает Российская академия радио как форма выражения и продвижения консолидированного мнения радиосообщества на актуальные для индустрии темы, - продолжил А.А. Варин. – В конце прошлого года подписан протокол между РАР и Российским авторским обществом о ставках вознаграждения за использование объектов авторских прав и зафиксировано, что базой такого вознаграждения будут являться не все, а только рекламные доходы радиокомпаний; максимальная ставка вознаграждения составила 2%. В конце апреля РАР подписала аналогичный Протокол по смежным правам с Равноправным фонографическим альянсом, где зафиксирована максимальная ставка вознаграждения 1,4%».
Говоря о ситуации в телеиндустрии, вице-президент НАТ, генеральный директор ОАО «ТНТ Телесеть» Р.Е. Петренко проинформировал, что «падение по рынку в целом – меньше, чем на радио и в прессе, рынок потерял, по разным источникам, около 20%». Тем не менее, «выживаемость высокая, качество эфира особенно не изменилось - индустрия реально адаптируется», заверил он. «Однако возникает ряд вопросов в связи с тем, что телевидение – единственная отрасль, которая в скором времени переживет технологическую революцию под названием цифровизация», - добавил он, уточнив, что вопросы касаются, в частности, правовой базы цифровизации и порядка распределения и роли мультиплексов. Р.Е. Петренко также напомнил, что по инициативе НАТ создан Цифровой альянс для осуществления диалога с властью – «мы имеем первый прецедент тотальной кооперации».
Председатель правления Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» /РОЦИТ/ М.М. Твердынин, в свою очередь, рассказал, что «роль Интернета как социально значимого инструмента в России растет, общественная организация РОЦИТ развивает многие собственные социально значимые проекты». Он подчеркнул, что «это развитие было бы невозможным без поддержки сообщества, бизнеса и ощутимой поддержки государства в лице Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Без нее было бы невозможным создание и развитие таких проектов, как Премия Рунета, Российский интернет-форум, Всероссийский интернет-марафон, множество профильных конференций».
М.М. Твердынин также заявил о консолидации отрасли в период кризиса: один из примеров – Российская ассоциация электронных коммуникаций /РАЭК/, инициированная и поддержанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. «Дальновидное решение, потому что 27 марта 2009 года она стал крупнейшей профильной ассоциацией в России», - добавил он.
Президент Гильдии издателей периодической печати /ГИПП/, генеральный директор ЗАО «Медиа3» А.П. Страхов остановился на проблемах, которые стоят перед отраслью, и предложениях, которые актуальны для ее дальнейшего развития. «Сегодня отрасль печатных СМИ переживает непростые времена: мы видим ситуацию резкого падения рекламных доходов, спад покупательского спроса населения, постоянный рост издержек, - сказал он. - По предварительным оценкам экспертов, падение объема рекламы печатных СМИ по итогам первого квартала 2009 года /к аналогичному периоду прошлого года/ составило около 35-40% - это очень значимая цифра для периодических СМИ. По данным отраслевого мониторинга ГИПП, по итогам первого квартала сокращение объемов печати газетной и журнальной полиграфии в стране – в среднем 20-30%. Это свидетельствует о снижение тиражей и снижении полосности изданий».
«На сегодняшний день Гильдия инициировала ряд антикризисных мер, - отметил А.П. Страхов. - Совместно с отраслевым объединением полиграфистов был подготовлен полных пакет документов, содержащий финансово-экономическое обоснование пресловутой отмены таможенных пошлин на ввоз мелованной бумаги. Аналогичный пакет документов сейчас готовится и по вопросу списания нереализованных тиражей – очень болезненному для отрасли». «С начала октября при участии отраслевых объединений и членов Национального координационного совета прессы Гильдия провела две волны мониторинга развития индустрии печатных СМИ, по их итогам предложен набор антикризисных мер, - продолжил он. - Совместно со специалистами Минкомсвязи и Роспечати разрабатываются меры по поддержке региональных СМИ: по обеспечению доступа к легальному программному обеспечению; совместно с Пенсионным фондом - механизм по размещению социальной рекламы в региональных СМИ». «Несмотря на активную работу, на сегодняшний день большинство антикризисных инициатив отрасли, кроме замораживания подписных почтовых тарифов, в общем-то не получило пока поддержки и развития», - посетовал А.П. Страхов. В качестве примера он привел вопрос отмены таможенных пошлин на ввоз мелованной бумаги. «По мнению экспертов, отмена этой пошлины не уменьшит поступление налогов в госбюджет, она вполне может их увеличить», - заверил он.
В ходе секции с краткими сообщениями выступили также генеральный директор ООО «Издательство «Астрель» О.С. Бартенев и президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов, член Общественного совета Роспечати Б.А. Кузьмин.
На мероприятии, в частности, присутствовали: заместитель генерального директора ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета»; вице-президент WAN и ГИПП Е.В. Абов; заместитель директора Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ М.В. Авдеева; председатель ЗАО «Межгосударственная компания «Мир» Р.И. Батыршин; генеральный директор ФГУП РАМИ «РИА Новости» Н.Д. Бирюков, президент ЗАО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ» Д.В. Бирюков; председатель РГРК «Голос России» А.Г. Быстрицкий; председатель Национального координационного совета прессы, генеральный директор ФГУ «Редакция «Российская газета» А.Н. Горбенко; председатель Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, главный редактор газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов города Москвы П.Н. Гусев; генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение», член коллегии Роспечати А.М. Кондаков; генеральный директор ФГУП «РТРС» А.В. Малинин; министр по делам печати и информации Правительства Московской области, член коллегии Роспечати С.Н. Моисеев; генеральный директор ООО «Издательство «ЭКСМО», вице-президент РКС О.Е. Новиков; генеральный директор ГП «Генеральная дирекция международный книжных выставок и ярмарок», член коллегии Роспечати Н.Ф. Овсянников; президент Ассоциации Коммуникационных Агентств России С.Л. Пискарев; главный редактор телекомпании «Russia Today» М.С. Симоньян; генеральный директор ФГУН «Российская книжная палата», член коллегии Роспечати В.А. Сироженко; генеральный директор TNS Gallup Media Р.Р. Тагиев; генеральный директор ОАО «ТРК «Петербург - 5 канал» В.В. Троепольский; президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, член Общественного совета Роспечати С.А. Филатов; директор НП «Медиа Комитет» О.Я. Ермолаева; председатель Правления АРПП А.В. Оськин; директор ГРК «Радио России» В.В. Умановский; исполнительный директор Союза бумажных оптовиков О.А. Широкова; председатель Российского профсоюза работников культуры Г.П. Парошин. «Не может сложиться такой ситуации, когда по всей стране кризис есть, а в нашей отрасли - нет. Но, по сравнению со многими другими отраслями, у нас кризис не так катастрофичен», - отметил глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский, открывая заседание секции «Печать и массовые коммуникации», прошедшей в Роспечати в рамках расширенной коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год и среднесрочную перспективу.
Источник: Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям