Хроники непочтовой голубятни

Около половины всего объема подписки на периодику по России обеспечивают альтернативные агентства. К чему пришло развитие молодого рынка? Мнениями делятся ведущие «альтернативщики».

Издатели и распространители
Доля альтернативных агентств на рынке подписки, по разным оценкам, составила уже 30-40%. Но у конкретного издания этот показатель может быть гораздо выше. По словам директора по подписке «Группы Эксперт» Ольги Костиной, основным каналом распространения подписного тиража являются именно альтернативные подписные агентства – через них собирается около 65%. На почтовую или каталожную приходится 25%, и на редакционную – 10%.
В журнале «Хозяйство и право» несколько другое соотношение, но тоже в пользу «альтернативщиков». По словам главного бухгалтера издания Елены Аникиной, «общий объем подписки делится в следующей пропорции: редакционная – около 6%, почтовая (через агентство «Роспечать») – порядка 40%, и альтернативная (через другие агентства) – приблизительно 54%».
Общеизвестно, что агентства альтернативной подписки специализируются на корпоративных клиентах, которые выбирают их в качестве партнеров главным образом из-за качества услуг. «Читатели, оформившие подписку через "Роспечать", получают наше издание по карточной системе, то есть журнал доставляется до почтового ящика. Все остальные подписчики получают извещение о доставке журнала и должны приходить за ним на почту или в агентство, что менее удобно для них», – отмечает Елена Аникина.
Традиционно в поставках «альтернативщиков» лидируют общеполитическая, общеэкономическая, специализированная профессиональная и отраслевая периодика. «Наиболее популярными становятся издания, которые сделаны профессионально – с качественным контентом, грамотной редактурой и версткой – формой подачи материалов, – говорит директор по продажам группы компаний «Интер-Почта» Александр Беляшкин. – Именно такие издания становятся бестселлерами. К их числу можно отнести и специализированный журнал “Главбух”, и деловую газету “Ведомости”».
Генеральный директор агентства «Пресс-Информ» (Санкт-Петербург) Алексей Филатов описывает текущие позиции периодики в структуре корпоративной подписки следующим образом: «Первая сотня самых тиражных изданий из 11 000 наименований, которые можно у нас выписать, составляет 90% общего тиража. Основные издания по тиражам и соответственно популярности – это “Коммерсантъ”, “Деловой Петербург”, “Российская газета”, “Ведомости”, среди специализированных изданий безусловным лидером является “Главбух”, другим до его тиражей достаточно далеко».

От Москвы до самых до окраин
Рынок корпоративной подписки в крупных городах, как правило, уже полностью освоен действующими там агентствами. И если бизнес компании, занимающейся подпиской, не планировался заранее как внутригородской проект (таков, например, новосибирский «Медиа Курьер»), то увеличить собственную долю рынка ее руководители планируют за счет открытия представительств в регионах. Сейчас в каждом областном центре действует агентство альтернативной подписки. Как отмечает Александр Беляшкин, главная задача в работе с региональными представительствами – предоставить хороший сервис по низким ценам, поскольку именно вопрос цены для регионов наиболее актуален. Самые маленькие города, где представлено столичное агентство – Туапсе и Новороссийск, и руководство компании отмечает, что расширение регионального присутствия – одна из основных целей «Интер-Почты».
Во многих крупных городах, таких как Ростов, Воронеж, Нижний Новгород, Красноярск и Новосибирск, альтернативных агентств уже давно не одно и не два, а семь-десять. Например, в Ростове работают ИП Лавелин, «Росбизнес-Пресса», «Рос-Дон-Печать», «Урал-Пресс», «Интер-Почта», «Бэст-Пресса», в Красноярске – «Времена года», «СПХ», «Нота-Бене», «Альтернатива», ИП Багаев, «Начало дня». Специализированные несетевые агентства действуют и в маленьких городах – например, «Кузбасс-Пресс» (в Анжеро-Судженске), «Обновление» (в Сергиевом Посаде). Развитие отрасли в целом выводит альтернативную подписку в средние и малые города. Один из наиболее ярких примеров – развитие агентства «Урал-Пресс». Представительства агентства работают в городах Лесной (расстояние от Екатеринбурга 255 км, население 57 тыс. человек), Серов (360 км, 98,5 тыс. жителей), Богданович (95 км, 32 тыс. жителей), Ревда (45 км, 53 тыс. жителей), Качканар (257 км, 44 тыс. жителей), Нижняя Салда (205 км, 17 тыс. жителей). Впрочем, «Урал-Пресс» давно перерос Свердловскую область, и на других территориях занимается тоже отнюдь не только областными центрами. В Челябинской области агентство присутствует в Коркино (удаленность от областного центра 34 км, население 39,4 тыс. жителей), Южноуральске (88 км, 39 тыс. жителей), Озерске (103 км, 83,6 тыс. жителей), Снежинске (129 км, 50 тыс. жителей). Небольшие города «охвачены» в Иркутской, Ростовской, Кемеровской областях, Хабаровском крае и других регионах (такую гибкость обеспечивает агентству структура дочерних компаний).
Барнаульская «Роспечать» имеет представительства в Рубцовске и Бийске, московский «Ининс-Пресс» работает в Коломне и Обнинске. Агентства, работающие в миллионнике или просто крупном городе, как правило, осваивает и близлежащие города, а потом углубляется «в область», налаживая логистические связи и расширяя ареал подписчиков.

«Подписка и кризис: нюансы текущего момента»
Естественному процессу поступательного развития помешал кризис. Каково нынешнее положение дел?
«В стандартной ситуации мы оценивали рынок как растущий. Пусть на уровне нескольких процентов, но растущий, – комментирует положение дел генеральный директор новосибирского агентства «Медиа-Курьер» Сергей Гаврилов. – В ситуации мирового финансового кризиса, который наступил в период подписной кампании первого полугодия 2009 года, рынок подписки резко обвалился. Предприятия закрыли непрофильные траты. Они сейчас не разбираются с вопросом, нужны эти траты или нет, поскольку решают краткосрочные задачи выживания. Но мы не исключаем, что через полгода рынок вернется на свой обычный уровень».
Алексей Филатов считает, что тиражи пока считать рано, но самые пессимистические прогнозы на январь 2009 года по отрасли корпоративной подписки составят 10-15%. Правда, директор санкт-петербургского агентства отмечает, что январское падение тиражей бывало и в прошлом, и подписчики, не получившие привычных изданий в январе, вполне могут оформить подписку со следующего месяца. Основной этап падения, по мнению эксперта, придется на второе полугодие 2009 года – но только в случае затягивания кризисных процессов.
Похожего мнения придерживается и Александр Беляшкин: «Предметный разговор о влиянии кризиса будет возможен ближе к лету 2009 года, когда пойдут основные платежи за подписку».
Существенное влияние на рынок альтернативной подписки в 2009 году может оказать увеличение размера государственных дотаций главному конкуренту «альтернативщиков» – «Почте России». «На подписку» из бюджета планируется выделить 3 млрд. руб., что, по мнению большинства игроков, является шагом к монополизации рынка. По этому животрепещущему вопросу мы опросили основных игроков рынка.

ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ РЫНКА
1.    Какого вы мнения о дотациях, выделяемых государством «Почте России»?

Сергей Гаврилов,
генеральный директор АП «Медиа-Курьер» (Новосибирск):
– Мы приняли активное участие в обсуждении этой темы в профессиональном сообществе. Было даже подписано обращение к правительству, о том, что считаем поддержку того или иного игрока рынка не рыночным методом. С нашей точки зрения, если мы говорим о доступности подписки для рядового читателя, то было бы правильнее субсидировать «последнюю милю»: зарплату почтальонов в отдаленных регионах, восстановления института сельских отделений связи – то есть применять целевые дотации. Как вариант – дотации конечному потребителю для стимуляции спроса. Это мы считаем эффективным.
Спонсировать же монополиста, который имеет большое количество внутренних, часто дутых, затрат – бессмысленно. Организуйте нормально работу – и она не будет убыточной.

Алексей Филатов,
генеральный директор ООО «Северо-Западное Агентство "Прессинформ"»:
– Никто не спорит, что у нас единая страна с единым информационным полем, и одинаковый доступ к информации гарантирован Конституцией. Но также государство гарантирует равенство всех форм собственности и оно должно продумать как данные дотации, если без них не обойтись, дойдут до конечного читателя или издателя. Необходимо всегда придерживаться принципа ценности личности, а не абстрактных государственных интересов. Единая российская Почта нужна и необходима, но не за счет частного бизнеса. Более сильной поддержкой института подписки со стороны государства было бы, как я думаю, снижение ставки НДС до уровня розницы (10%).

Константин Астафьев,
генеральный директор ЗАО «Урал-Пресс»:
– Если Почте выделены деньги только на компенсации затрат за доставку прессы в Северные регионы. Возникает вопрос, почему «Почта России» удерживает цены на всей территории страны? За чей счет?
Президент спрашивает, каким образом будут распределяться эти субсидии, выделенные «Почте России». И министр связи отвечает, что почта получает дотации за доставку и уже внутри себя распределяет. То есть система замкнута в себе, не прозрачна и не эффективна. Не лучше ли сначала провести аудит – распутать клубок проблем «Почты России», а потом уже решать, что дотировать и в какой степени. Нужно понимать, что дотации – бюджетные средства это не построенные дороги, детские сады. Эффект убытков «Почты России» от удержания цен – исчисляется сотнями миллионов. И эти убытки будут возрастать. С учетом нарастания мирового кризиса, нужно понимать, тратить настолько бездарно казенные деньги – преступно.

Александр Непомнящий,
главный редактор «Сегодняшней Газеты» (г. Красноярск):
– По своему опыту мы видим, что почта работает плохо. И не обеспечивает должного качества доставки. А насчет дотаций сейчас вообще интересная ситуация: дают деньги коммерческим банкам, а почему не дают деньги альтернативным агентствам?
Если уж дают кому-то деньги – то пусть этот механизм будет прозрачным и понятным для всех. Сегодня почте дают миллиарды, завтра это уже будут триллионы. А мы как налогоплательщики должны понимать, куда и на что расходуются деньги.
Если идет речь о поддержке, то на каких условиях и кому эта поддержка будет оказываться?

Оксана Плеханова,
руководитель отдела подписки агентства подписки и продвижения «Алеф Принт»:
– Я считаю, дотирование Почты в итоге приведет к монополизации ФГУП «Почта России», и выделяемые деньги приведут к разорению средних и мелких агентств подписки. Почта получает деньги из госбюджета и не чувствует себя ущемленной в условиях кризиса, и даже может расширяться. Когда как, мелкие и средние предприятия, занимающиеся подпиской, как физических, так и юридических лиц, вынуждены бороться со спадом количества заказов, вызванных кризисом, своими силами. Дотация для ФГУП «Почты России» нарушает антимонопольный закон, тем самым, закрывая дорогу малому бизнесу.

2.    С какими проблемами, связанными с подпиской, издательства встречаются в работе и чего ждут от партнеров?

Ольга Костина,
директор по подписке ЗАО «Группа Эксперт»:
– Потребители чаще всего обращаются в редакцию с претензией на недоставку или позднюю доставку изданий. К сожалению, большинство претензий касается Почты. Хотя есть клиенты, причем, в разных городах России, которые полностью удовлетворены работой Почты. Хочется еще сказать, что благодаря почте, мы смогли в этом году значительно улучшить качество доставки той части редакционной подписки, которая не укладывается в карту альтернатив. Ранее эта подписка отправлялась бандеролями. От агентств альтернативной подписки хочется глубины понимания конечного потребителя/подписчика. Прежде всего, это получение баз, проведение различных исследований, индивидуальная работа с потребителями. Ну и, конечно, качество доставки!

Оксана Плеханова,
руководитель отдела подписки агентства подписки и продвижения «Алеф Принт»:
– Из-за повсеместного сокращения бюджетов на общие расходы предприятий-заказчиков, снизилось количество подписчиков. Теперь некоторые фирмы считают приобретение специализированной литературы роскошью. Агентства теряют своих клиентов; цифры доходов, в сравнении с прошлым годом, резко снизились.
От партнеров ждем правильного понимания ситуации. Надеемся, что они будут стараться удержать своих клиентов, не переманивая наших


Алена Баталова,
Ирина Николаева