Выживет ли в условиях кризиса книжный бизнес?
Книжка интересная, но дорогая.
Сможет ли книжная торговля пройти кризис без потерь? Книги помогали людям пережить самые трудные времена, однако позволить себе приобретать новые издания сегодня может далеко не каждый россиянин. Активное проникновение в жизнь современных информационных технологий также приводит к снижению спроса на книжную продукцию. Какова ситуация на книжном рынке Липецка, и сохранятся ли существующие тенденции в обозримом будущем, - ответы на эти вопросы постарался найти журналист "Липецкой газеты".
Негативные процессы, происходящие в мировой экономике, не обошли стороной и книжный бизнес. Ряд экспертов прогнозируют, что если ситуация на рынке не изменится до конца года, то закрыться могут до 40 процентов отечественных книжных магазинов. Оптовая и соответственно розничная цена на книги растет, доходы населения сокращаются, спрос на литературу неизбежно падает. При этом неуклонно поднимается стоимость аренды помещений, плата за коммунальные услуги и электричество. В столице уже рушатся крупнейшие книготорговые сети. Аналогичные тенденции проявляются в регионах. Даже такая мощная компания, как "Топ-книга", контролирующая не менее 10 процентов российского книжного рынка, была вынуждена в начале 2009 года закрыть свой магазин в центре Липецка. Не менее сложное положение и у других торговых сетей.
- Чтобы сохранить бизнес, коллектив, приходится очень много работать. Впрочем, я в книжной торговле с 1975 года и помню, что были времена и посложнее, например в начале девяностых, когда рухнула система советской торговли. Сложности есть и сейчас. Да, нам заморозили муниципальную аренду до середины года, но одновременно налог на землю поднялся в десятки раз. Сократили налог на прибыль, но о какой прибыли в кризис может идти речь? Много говорится о помощи малому и среднему бизнесу, а на деле, даже чтобы приступить к проектированию небольшой пристройки к магазину, нужно собрать огромную папку согласований и разрешений, обходящихся в копеечку. Аренда - один из самых болезненных вопросов. Я открыла в подвале жилого дома в 27 микрорайоне небольшой книжный магазинчик. Никаких особых доходов он не приносил, работала на перспективу, исправно внося ежемесячно 50 тысяч рублей арендной платы, оплачивала труд продавцов и коммунальные услуги. Однако владелец помещения - строительная компания - вдруг резко поднял аренду, и магазин пришлось закрыть. Подвал пустует уже несколько месяцев, кому от этого стало лучше? Несмотря на заявления властей Липецка, приобрести арендные помещения добросовестным арендаторам практически нереально, - такова оценка ситуации генерального директора книжного клуба "36,6" в Липецке Любови Зиновьевой.
А вот точка зрения директора книжной сети "Амиталь" Татьяны Лариной:
- По результатам работы сети книжных магазинов "Амиталь" за первые три месяца 2009 года могу отметить, что в кризисное время наиболее серьезно пострадал сегмент дорогих изданий (подарочных книг, альбомов, энциклопедий), а также деловая и компьютерная литература. Менее всего кризис затронул детскую, развивающую и учебную литературу. А спрос на книги, поднимающие социальные проблемы, радикальные философские и политические произведения, даже возрос. Для многих людей, которые привыкли к регулярному чтению серьезной литературы, книга не стала предметом экономии и при снижении доходов. Сегодня важнейшим становится вопрос грамотного формирования ассортимента.
На липецком книжном рынке, как и на российском в целом, доминируют крупные книготорговые сети. Рассчитывать на то, что небольшие книжные отделы и киоски составят серьезную конкуренцию сетевикам, не приходится. Эксперты прогнозируют, что спрос на книги будет продолжать снижаться.
- Возлагать надежды на то, что не сегодня, так завтра ситуация резко изменится в лучшую сторону, не стоит. Очевидно, что пройдет еще немало времени, прежде чем начнется долгожданный рост. Чтобы избежать банкротства, нужны опыт, профессионализм и: любовь к своему делу. Ты должен любить то, чем занимаешься. Ну и, кроме того, выстоят те фирмы, которые не брали больших кредитов. Я практически 100 процентов литературы беру у издательств на реализацию благодаря многочисленным хорошим связям и доброй репутации. Не пропускаю ни одной книжной ярмарки в поисках интересных новинок. В новых условиях продать тиражи целиком очень сложно, остатки неизбежны. Мы продаем их по остаточной стоимости в нашем книжном дисконте в районе ЛТЗ, чтобы поддержать небогатых книголюбов. Очевидно, что средняя стоимость новинки в 250 - 300 рублей - это предел. На мой взгляд, издательства должны снизить цены на книги, уменьшив свою норму прибыли. Я бы с радостью вернулась к практике советских времен, когда в магазин книги приходили уже с проставленной ценой, из которой мы забирали свой определенный процент прибыли. Разум должен победить, нельзя накручивать цены до бесконечности, - считает Любовь Зиновьева.
Свои приемы работы в сложных экономических условиях есть и у коллег по рынку. Время покажет, какой из прогнозов будет верным: люди или начнут экономить на книгах и практически перестанут читать, или, наоборот, начнут читать больше, так как это самое доступное развлечение, источник полезной информации и знаний и лекарство от жестокой реальности.
 
Источник:  Липецкая газета