Это только кажется, что продажа печатной продукции в розницу - дело чрезвычайно прибыльное. На самом деле в этом бизнесе проблем нынче не меньше, чем в любом другом. Генеральный директор челябинской "Роспечати" Константин ФЕДОРИНИН рассказал нам, почему в нынешнем году возглавляемой им компании - традиционному лидеру на рынке розничных продаж прессы - придется вдвойне тяжело. Впрочем, необходимые меры уже принимаются.
- Константин, у редакций газет и журналов, которые передают "Роспечати" свою продукцию на реализацию, есть устойчивое мнение, что главный челябинский продавец прессы безбожно завышает цены на свои услуги. Что скажете?
- Конечно, я скажу, что это не так. Но поскольку односложный ответ вас вряд ли устроит, поясню подробнее. У нас есть, как минимум, четыре фактора, сильно влияющих на стоимость наших услуг в нынешнем году.
Во-первых, заметно упал рынок рекламы и некоторые средства массовой информации стараются наверстать эту потерю элементарным повышением отпускной цены своей печатной продукции. Во-вторых, резко выросли тарифы на электроэнергию.
Выросли заметно. У нас по области 621 киоск, и везде потребляется электричество. В-третьих, кризис, так или иначе влияющий на отток части клиентов. В-четвертых (и это самое серьезное), с 1 января для нас изменилась система налогообложения.
Государство запретило предприятиям нашего типа использовать систему ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Это автоматически привело к росту на 30% наших налоговых платежей! Челябинская "Роспечать" - это же не крупный, это скорее средний бизнес.
Запас прочности у нас не тот, что у гигантов индустрии. В тень мы, конечно, уходить в сложившихся условиях не будем. Но меры для собственного выживания предпринять просто обязаны.
Кстати, омская "Роспечать" подняла в этом году цены на свои услуги на 40%. Так же поступила "Роспечать" в Мурманске. Мы идем тем же путем, но наши тарифы поднимаются не столь резко.
- Про инвестиции в такой ситуации спрашивать, видимо, не стоит.
- Разумеется. В силу обстоятельств мы свернули все программы развития. На них просто нет денег. С другой стороны, нельзя не думать о завтрашнем дне. Наши киоски служат в среднем пять лет, после чего их надо выводить из эксплуатации и ставить на прежнее место новые. А новый киоск стоит полмиллиона. Откуда брать деньги?
- В чем особенность местного рынка продажи прессы?
- Эта особенность известна. У нас на область один оптовик, который заводит федеральную прессу, и два крупных продавца - "Роспечать" и сеть киосков "Вечерний Челябинск". У нас рынок так или иначе более понятен.
А вот в Екатеринбурге три игрока на рынке, в том числе сразу две системы "Роспечати" - местная и московская. К слову, по стране ситуация очень разная. "Роспечать", например, далеко не везде является лидером местного рынка.
В той же Москве ее вовсе не осталось. Там действуют другие игроки. В Челябинске надо сказать большое спасибо Анатолию Максимовичу Симоненко, который создал устойчивую систему реализации прессы, сохранил ее в непростых условиях в едином стандарте.
Во многом благодаря этому мы сегодня превосходим системы продажи прессы в таких крупных центрах, как Екатеринбург и Пермь. Я говорю прежде всего о качестве дистрибуции.
- Можно ли говорить о какой-либо стабильности на рынке продажи прессы?
- В целом сейчас со стабильностью довольно сложно. Когда те или иные издатели говорят нам, что не понимают, почему в одном районе города их продукция представлена слабо, а там, где она востребована лучше, ее не хватает, я предлагаю перейти к конкретным фактам.
И выясняется, что известный еженедельник, например, на который мы в конкретном киоске планировали спрос на восемь экземпляров в неделю, в первую неделю не продался вовсе, во вторую было продано 16 экземпляров, а в третью - пять.
Рынок очень сложно предугадать. Могу сказать, что есть более стабильные издания - такие, скажем, как "Теленеделя" (бывший "Городской дилижанс"). У таких изданий годами нарабатывалась аудитория. Да и вообще телегидам сейчас легче, чем остальным.
- А сколько современный читатель готов платить за печатную продукцию?
- Как мне кажется, сейчас изменилась так называемая психологическая цена изданий. Причем это касается всех изданий без исключения. Например, в докризисный период сильно рос дешевый отечественный глянец.
Газеты же в тиражах стояли или падали. Сейчас падение газет в целом, увы, только усилилось. А на рынке журналов явная стагнация. Однако и в кризис случаются открытия.
Отличную аудиторию собрала, например, новая еманжелинская газета "Любимая". Фактически начав с ноля, газета собрала приличную аудиторию. Газета выходит с цветной обложкой. Она дороже конкурентов, но продается!
- А значит, совет издателям газет один:
- : Увеличить потребительское качество прессы. По-другому - никак. В последние пять лет многие издатели не следили за качеством содержания своей продукции, не обращали внимания на требования рынка и получили логичный результат.
Сейчас такое время пришло: Надо очень внимательно смотреть, что людей интересует. Особенность нынешнего кризиса в том, что основные потребители прессы продолжают (во всяком случае пока) работать.
На покупку прессы в целом, по моим наблюдениям, люди стали в последние годы тратить не меньше, а больше. Значит, нужно просто понять, что именно будет продаваться, а что нет.
- Челябинская "Роспечать" реализует не только прессу:
- Но и книги, канцтовары и многое другое. Обращу ваше внимание на книжную коллекцию "АиФ", которая запущена совместно с издательством АСТ. Книги молодых авторов стоят у нас по 99 рублей. Сравните эти цены с ценами на художественную литературу в книжных магазинах.
- А что скажете в отношении таких новинок, как модели "Бисмарк", и тому подобной продукции? Вы вообще-то уже высказались по этому поводу на страницах "Вечерки" по технологии продаж и ценовой политике. Как известно, со стороны потребителей был ряд вопросов.
- Знаете, мы вообще не были уверены, что такая продукция будет продаваться. Вернее, даже так: мы были уверены, что она не будет продаваться. Однако ошиблись. "Бисмарк" пошел просто на ура.
В продвижении подобного вида продукции есть свои технологические особенности, когда поначалу идет довольно-таки немалый возврат, но на новые серии неизбежно возникает дефицит. И тут мы никак не можем повлиять на издателя, внедряющего проверенную рыночную систему продвижения.
В том числе в отношении цен. Из-за большого объема транспортных расходов, ручного труда рекомендуемая издателем продукции цена на практике не реальна. Мы не можем работать себе в убыток.
- Одно время вроде бы существовал спрос на разные справочные издания.
- Справочные издания у нас в продаже есть. Но это очень узкий рынок. И, конечно, многое зависит от качества изданий. Есть известные названия, которые продаются от силы по 100 экземпляров. Сейчас справочным изданиям серьезную конкуренцию составляет Интернет, где много чего можно найти.
- Какие прогнозы дадите на ближайшее будущее? Потребление печатной продукции в условиях кризиса, в послекризисный период вырастет или будет падать?
- Докризисный прогноз был таким: в 2010 - 2012 годах кривая платежеспособного спроса будет расти в силу того, что уровень дохода потребителей вырастет до тысячи долларов в месяц.
Думаю, что этот прогноз в целом верен, но его реализация по срокам отодвинется из-за кризиса. Однако тенденция все равно со-хранится. И в конце концов наш рынок спроса приблизится к европейскому. Ждать осталось не так уж долго.
- Константин, у редакций газет и журналов, которые передают "Роспечати" свою продукцию на реализацию, есть устойчивое мнение, что главный челябинский продавец прессы безбожно завышает цены на свои услуги. Что скажете?
- Конечно, я скажу, что это не так. Но поскольку односложный ответ вас вряд ли устроит, поясню подробнее. У нас есть, как минимум, четыре фактора, сильно влияющих на стоимость наших услуг в нынешнем году.
Во-первых, заметно упал рынок рекламы и некоторые средства массовой информации стараются наверстать эту потерю элементарным повышением отпускной цены своей печатной продукции. Во-вторых, резко выросли тарифы на электроэнергию.
Выросли заметно. У нас по области 621 киоск, и везде потребляется электричество. В-третьих, кризис, так или иначе влияющий на отток части клиентов. В-четвертых (и это самое серьезное), с 1 января для нас изменилась система налогообложения.
Государство запретило предприятиям нашего типа использовать систему ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Это автоматически привело к росту на 30% наших налоговых платежей! Челябинская "Роспечать" - это же не крупный, это скорее средний бизнес.
Запас прочности у нас не тот, что у гигантов индустрии. В тень мы, конечно, уходить в сложившихся условиях не будем. Но меры для собственного выживания предпринять просто обязаны.
Кстати, омская "Роспечать" подняла в этом году цены на свои услуги на 40%. Так же поступила "Роспечать" в Мурманске. Мы идем тем же путем, но наши тарифы поднимаются не столь резко.
- Про инвестиции в такой ситуации спрашивать, видимо, не стоит.
- Разумеется. В силу обстоятельств мы свернули все программы развития. На них просто нет денег. С другой стороны, нельзя не думать о завтрашнем дне. Наши киоски служат в среднем пять лет, после чего их надо выводить из эксплуатации и ставить на прежнее место новые. А новый киоск стоит полмиллиона. Откуда брать деньги?
- В чем особенность местного рынка продажи прессы?
- Эта особенность известна. У нас на область один оптовик, который заводит федеральную прессу, и два крупных продавца - "Роспечать" и сеть киосков "Вечерний Челябинск". У нас рынок так или иначе более понятен.
А вот в Екатеринбурге три игрока на рынке, в том числе сразу две системы "Роспечати" - местная и московская. К слову, по стране ситуация очень разная. "Роспечать", например, далеко не везде является лидером местного рынка.
В той же Москве ее вовсе не осталось. Там действуют другие игроки. В Челябинске надо сказать большое спасибо Анатолию Максимовичу Симоненко, который создал устойчивую систему реализации прессы, сохранил ее в непростых условиях в едином стандарте.
Во многом благодаря этому мы сегодня превосходим системы продажи прессы в таких крупных центрах, как Екатеринбург и Пермь. Я говорю прежде всего о качестве дистрибуции.
- Можно ли говорить о какой-либо стабильности на рынке продажи прессы?
- В целом сейчас со стабильностью довольно сложно. Когда те или иные издатели говорят нам, что не понимают, почему в одном районе города их продукция представлена слабо, а там, где она востребована лучше, ее не хватает, я предлагаю перейти к конкретным фактам.
И выясняется, что известный еженедельник, например, на который мы в конкретном киоске планировали спрос на восемь экземпляров в неделю, в первую неделю не продался вовсе, во вторую было продано 16 экземпляров, а в третью - пять.
Рынок очень сложно предугадать. Могу сказать, что есть более стабильные издания - такие, скажем, как "Теленеделя" (бывший "Городской дилижанс"). У таких изданий годами нарабатывалась аудитория. Да и вообще телегидам сейчас легче, чем остальным.
- А сколько современный читатель готов платить за печатную продукцию?
- Как мне кажется, сейчас изменилась так называемая психологическая цена изданий. Причем это касается всех изданий без исключения. Например, в докризисный период сильно рос дешевый отечественный глянец.
Газеты же в тиражах стояли или падали. Сейчас падение газет в целом, увы, только усилилось. А на рынке журналов явная стагнация. Однако и в кризис случаются открытия.
Отличную аудиторию собрала, например, новая еманжелинская газета "Любимая". Фактически начав с ноля, газета собрала приличную аудиторию. Газета выходит с цветной обложкой. Она дороже конкурентов, но продается!
- А значит, совет издателям газет один:
- : Увеличить потребительское качество прессы. По-другому - никак. В последние пять лет многие издатели не следили за качеством содержания своей продукции, не обращали внимания на требования рынка и получили логичный результат.
Сейчас такое время пришло: Надо очень внимательно смотреть, что людей интересует. Особенность нынешнего кризиса в том, что основные потребители прессы продолжают (во всяком случае пока) работать.
На покупку прессы в целом, по моим наблюдениям, люди стали в последние годы тратить не меньше, а больше. Значит, нужно просто понять, что именно будет продаваться, а что нет.
- Челябинская "Роспечать" реализует не только прессу:
- Но и книги, канцтовары и многое другое. Обращу ваше внимание на книжную коллекцию "АиФ", которая запущена совместно с издательством АСТ. Книги молодых авторов стоят у нас по 99 рублей. Сравните эти цены с ценами на художественную литературу в книжных магазинах.
- А что скажете в отношении таких новинок, как модели "Бисмарк", и тому подобной продукции? Вы вообще-то уже высказались по этому поводу на страницах "Вечерки" по технологии продаж и ценовой политике. Как известно, со стороны потребителей был ряд вопросов.
- Знаете, мы вообще не были уверены, что такая продукция будет продаваться. Вернее, даже так: мы были уверены, что она не будет продаваться. Однако ошиблись. "Бисмарк" пошел просто на ура.
В продвижении подобного вида продукции есть свои технологические особенности, когда поначалу идет довольно-таки немалый возврат, но на новые серии неизбежно возникает дефицит. И тут мы никак не можем повлиять на издателя, внедряющего проверенную рыночную систему продвижения.
В том числе в отношении цен. Из-за большого объема транспортных расходов, ручного труда рекомендуемая издателем продукции цена на практике не реальна. Мы не можем работать себе в убыток.
- Одно время вроде бы существовал спрос на разные справочные издания.
- Справочные издания у нас в продаже есть. Но это очень узкий рынок. И, конечно, многое зависит от качества изданий. Есть известные названия, которые продаются от силы по 100 экземпляров. Сейчас справочным изданиям серьезную конкуренцию составляет Интернет, где много чего можно найти.
- Какие прогнозы дадите на ближайшее будущее? Потребление печатной продукции в условиях кризиса, в послекризисный период вырастет или будет падать?
- Докризисный прогноз был таким: в 2010 - 2012 годах кривая платежеспособного спроса будет расти в силу того, что уровень дохода потребителей вырастет до тысячи долларов в месяц.
Думаю, что этот прогноз в целом верен, но его реализация по срокам отодвинется из-за кризиса. Однако тенденция все равно со-хранится. И в конце концов наш рынок спроса приблизится к европейскому. Ждать осталось не так уж долго.
Источник: Вечерний Челябинск